На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 2 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава двадцать пятая

Корин работал около двух месяцев. Результат оказался прекрасным - это одно из лучших произведений художника и одно из лучших изображений Нестерова. Таково было мнение и самой модели. В этом портрете, очень хорошем по живописи, Нестеров изображен во всей очевидности своей натуры - умной, проницательной, стремительной, резкой. В начале 1940 года Нестеров почти не работал. Он чувствовал усталость, болел сам, болели его домашние, сын Алексей Михайлович уже страдал тяжелой формой туберкулеза. (Болезнь оказалась для него смертельной - он умер вскоре после своего отца, в 1942 году.) За портрет Мухиной художник никак не мог приняться. Предполагал писать портрет балерины М.Т.Семеновой, но получил отказ. Чем это было вызвано, сказать трудно. 31 мая 1940 года Нестерову исполнилось семьдесять восемь лет. Прошел этот день, как обычно в последние годы. Художник писал своей дочери Ольге Михайловне: «День с утра начался приношениями цветов и разных даров. К 10 ч. цветы негде было ставить, комнаты превратились в благоухающий цветник. Народу было множество, были тут и ученые, и писатели, актеры, народные, заслуженные и другие, были скульпторы, художники, архитекторы, были и просто милые люди, женщины и мужчины.
С.Н.Дурылин сказал горячую, блестящую речь. Молодежь неистово кричала: «Ура!» Были телеграммы, письма и проч. Комитет по делам искусств прислал поздравление и пожелание, «Всекохудожник» - превосходный набор английских красок...».

В этом же письме Нестеров сообщает, что он начинает красками портрет Мухиной. А уже 15 июня в письме к М.В.Статкевич – что работает с неожиданным увлечением, может быть, скоро окончит портрет, и присовокупляет: «Искусство, как алкоголь,- стоит раз-другой к нему прикоснуться, потом от него никак не отстанешь... Сколько раз я давал себе слово бросить его, и все же до сих пор оно не отпускает меня от себя, а сил у меня на то, чтобы отрезветь, взглянуть на себя «оком благоразумия», нет как нет» 18. Михаил Васильевич, рассказывала Дурылину Мухина, хотел писать ее за работой. И она работала непрерывно, пока он писал. Мухина не могла начать что-нибудь новое и заканчивала фигуру Борея, бога северного ветра, сделанную для монумента челюскинцев. Нестеров сам выбрал и статую, и позу Мухиной, и точку зрения, и размер портрета. Работал с огромным увлечением и полным напряжением сил, до полного изнеможения. Во время сеансов между художником и скульптором велись оживленные беседы об искусстве. Но когда Нестеров входил в азарт, все умолкало. И художник с самозабвением отдавался только своей работе. В отличие от карандашного наброска в окончательном варианте избран почти квадратный формат полотна (80х75) и совершенно иначе решена композиция. Она имеет ярко выраженное диагональное построение. Стремительная, светлая, летящая фигура Борея, с вытянутыми вперед руками, с развевающимися складками одежды готова сорваться с постамента, неровная поверхность которого, прорезанная мерцающими гранями, подчеркивает это движение вперед и вверх. Это движение не останавливается - оно точно приобретает другое качество от протянутых к Борею сильных и вместе с тем внимательно-заботливых рук скульптора, давших ему жизнь, определивших стремительную силу и порыв бога северного ветра. Голова и фигура Мухиной откинуты назад, и этим как бы усиливается движение всей композиции. Но вместе с тем порыв Борея встречает такую же, а может, и еще большую противоборствующую силу в напряженной фигуре Мухиной и прежде всего в ее взгляде, исполненном твердой воли и внутренней силы, как бы мысленно останавливающих движение.

Мухина не просто внимательно работает. Временами кажется, что она настолько глубоко задумалась, что не видит своей модели. Плотно сжаты губы, собраны складки лба около переносицы, на лице тени, чуть затенены и глаза. Этот углубленно-внимательный взгляд способен противостоять и даже побороть стремительное движение Борея. И вместе с тем Мухина точно вдыхает энергию в небольшую гипсовую фигуру, делая ее символом человеческого порыва и активной воли. Нестеров подчеркивает глубокую связь между скульптором и его созданием. Цветовое решение портрета подчинено той же мысли. Светлая фигура Борея и спадающие пышные складки белой блузы Мухиной, схваченной у ворота большой коралловой брошью, звучно контрастируют с ее темным рабочим халатом и светло-коричневым фоном портрета. На первый взгляд портрет В.И.Мухиной очень близок к работам начала 30-х годов. Художник как бы возвращается к своим прежним образам. Образ человека-творца, прославление красоты и значительности его творческого духа, его активного действия являются основой портрета. Но вместе с тем он обогащен уже новыми качествами, новым решением прежней темы. Нестеров здесь строит композицию на контрастах. Порыву Борея противостоит скупая, сдержанная сила скульптора. Подобное решение свидетельствовало об ином, более сложном подходе к раскрытию человеческой личности. Нестеров писал Е.А.Праховой уже после окончания портрета, что Вера Игнатьевна Мухина «вовремя проявляет чисто мужскую силу, что отражается на ее лице, вовремя бывает женственной - у нее все вовремя, все кстати...» И художник выразил эту органичность натуры своей модели.
В портрете Мухиной отражены многие принципиальные стороны искусства Нестерова-портретиста. Разнообразие композиционных линий, их подвижность и вместе с тем определенность, контрастное цветовое построение, пластическая выразительность - все это способствовало созданию образа, полного глубокого смысла. Прибегнув к внешней динамике, Нестеров сумел передать сложность и глубину человека, сложность мысли его поисков и вместе с тем утвердить активность его воли, торжество свершения. Художник очень ценил этот портрет. По свидетельству Дурылина, считал его одним из лучших и причислял к «Кориным», «Васнецову», «Северцову». Портрет Мухиной был окончен художником на семьдесят девятом году жизни, и творческая активность Нестерова не могла не удивлять его современников.


далее »

Из воспоминаний Нестерова: "Первое дежурство было Перова. Мы, новички, его, конечно, уже знали, много о нем слышали. Благоговели перед ним почти поголовно. Он был настоящая знаменитость. Его знала вся Россия. Его "Охотники на привале", "Птицелов" были в тысячах снимков распространены повсюду. И вот этот самый Перов перед нами... И такой простой, и такой неожиданный, яркий, нервный... Вот он ставит натурщика. Как это все интересно... Голое тело здоровенного Ивана принимает всевозможные положения, пока, наконец, после долгих усилий, Перов приказал "замелить" - отметить мелом положение и место следков, и предложил нам начинать. Мы уже сами выбрали себе места, и работа началась, по три часа ежедневно в продолжение месяца."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru