На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава шестнадцатая

Храм Покрова богоматери поражает строгостью своих форм. Стены его мощны, он украшен рельефами, прекрасно имитирующими искусство древнерусских мастеров. Алексей Викторович Щусев уже в молодые годы был весьма умелым архитектором. Вначале храм кажется небольшим, но, когда подходишь к нему ближе, он вырастает на глазах, становится пространственным, высоким. Происходит то же самое, что и при подходе к древнерусской архитектуре. К крестово-купольному храму примыкает трапезная (или, как ее называли по-новому, - аудитория), почти в два раза превышающая его объем. Именно в трапезную вначале попадал посетитель, и именно здесь, на главной стене, напротив входа, помещалась основная композиция Нестерова «Путь к Христу». Эта полуовальная композиция протяженностью более 10 метров построена мастерски. Она включает 25 фигур, каждая из которых дана в своем особом движении и состоянии. Сестры обители в белых одеждах указуют пришедшим на Христа. А сам он кажется призрачным, нереальным среди весенней русской природы, когда уже сумрак Догорающего дня глубокими тенями ложится на землю и погружает в тень фигуры людей. Вдали - озеро, а за ним удивительно протяженные холмистые дали, окрашенные закатным светом дня.

Живопись Нестерова здесь превосходна. В отличие от «Святой Руси», где декоративность и стилизация продиктовали какую-то розовато-голубоватую гамму, столь не соответствующую серьезности замысла, здесь, спустя несколько лет, художник сумел воспользоваться всем арсеналом зрелого мастера. Живописные и композиционные достоинства этого произведения Нестерова до сих пор еще не оценены, и сейчас поражает резкое качественное отличие композиции «Путь к Христу» по сравнению с другими росписями храма. Для художника по-прежнему существовала разница в подходе и в принципах решения чисто религиозных образов, где он был скован иконографией, и решения сюжетов, свободных от религиозных канонов. В композиции «Путь к Христу» сам Христос, хотя и является смысловым центром ее, мало заметен. Фигура его в белых одеждах сливается со стволами весенних берез, она так же призрачна, как и деревья, уже погруженные в сиреневый сумрак наступающего вечера. А фигуры людей, особенно в левой части композиции, на редкость объемны и конкретны. Здесь - и крестьяне с котомками, пришедшие издалека, и раненый солдат на костылях, и гимназисты, и женщины «из образованных», и сестры общины с детьми на руках, склонившиеся к детям, указывающие им на Христа. В композиции есть и обычная «молящаяся Русь», есть схимники, есть и странствующие богомольцы, но художник изображает их на втором плане, а первый план занимают люди, необычные для нестеровских произведений, - его современники, городские жители, его повседневное окружение. В этом проявились не только новые тенденции в творчестве художника, но и идея обмирщения церкви, столь модная для нового века. Недаром «Путь к Христу» многим казался почти что светской картиной. Марфо-Мариинская обитель, основанная вел. кн. Елизаветой Федоровной, преследовала главным образом благотворительные цели - помощь сиротам, уход за больными. Естественно, что все эти деяния не обходились без религиозных проповедей и, как правило, сопровождались ими. Недаром основную и большую часть храма занимала трапезная, именуемая аудиторией, предназначенная для бесед, лекций, диспутов. Картина «Путь к Христу» выражала ту же самую идею, что была заключена и в «Святой Руси»: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и аз успокою вы». Но если в картине 1905 года Христос выступал в облике учителя, то теперь его фигура нейтральна к окружающим, она кажется бесплотной. Нестеров удаляет фигуру Христа, как бы сливает ее с пейзажем. И хотя изображение Христа реально, порой кажется, что он лишь незримо присутствует. В следующей большой картине, первоначально задуманной под названием «Христиане», а потом названной «Душа народа» (или «На Руси»), Христос не будет фигурировать вовсе. Может быть, Нестеров в 1910-х годах уже осознал слова Л.Н.Толстого, считавшего порочной саму мысль изображать Христа.

Другие росписи в самой храмовой части, исполненные на тему чисто евангельских сюжетов, несмотря на известные колористические достоинства, не представляются сейчас сколько-нибудь значительными. Они нарочиты, а порой внутренне неубедительны. Церковная живопись Нестерова явно склонялась к закату. Последняя работа для церкви была им сделана по заказу промышленника П.И.Харитоненко для Троицкого собора в Сумах. Здесь Нестеров и завершил свою деятельность храмового живописца. Харитоненко был миллионером, увлекался коллекционерством, в его большом собрании было много вещей Нестерова. В Сумах - городе, насчитывающем в то время около 30 тысяч жителей, Харитоненко основали ряд учреждений - приюты, больницы, разного рода училища, богадельни. В честь И.Г.Харитоненко, отца Павла Ивановича, в Сумах даже был воздвигнут монумент. П.И.Харитоненко построил городской собор, а Нестерова и Щусева пригласил его украсить. Образа, исполненные для соборного иконостаса, видимо, нравились Нестерову. Он считал, что здесь кое-что нашел. Художник был увлечен чисто живописными задачами и пытался следовать традициям древнерусской иконописи.
Работа над заказом Харитоненко заняла у Нестерова почти два года, но она не была единственной в 1913-1914 годах. В своей станковой живописи он снова возвращается к старой теме, отбрасывая сомнения в ее истинности, - теме человека, посвятившего жизнь религии, нашедшего внутренний душевный покой вдали от мира. В ряде картин того времени или написанных несколько раньше, таких, как «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Старец» («Раб божий Авраамий»), «Лисичка», перед зрителем предстает поэтический мир тихой человеческой жизни - мир людей, уже обретших внутренний покой и чистую радость восприятия природы, мир созерцательный, далекий от больших страстей, волнений и тяжелых раздумий времени. Художник, разрабатывая старую тему, еще начатую в «Пустыннике», точно пытался утвердить свои идеалы, не привнося в них раздумий и сомнений в жизненной погрешимости.


далее »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru