На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава первая

Однажды в Болшеве, в августе 1940 года, биограф Нестерова, Сергей Николаевич Дурылин, попросил художника рассказать о его дяде, Александре Ивановиче Нестерове, сосланном в Сибирь по «политическому делу». Дело было не столь значительным. В уфимской тюрьме за бунт на одном из уральских заводов сидело много рабочих. Они передали Александру Ивановичу прошение на высочайшее имя о помиловании. Дядя, человек редкой доброты и отзывчивости, приехав в Петербург, сумел вручить это прошение наследнику-цесаревичу Александру Николаевичу - будущему царю Александру II. За что и поплатился долгой ссылкой в Сибирь. Согласившись рассказать Дурылину эту историю, Нестеров заметил, что она ничего не значит для его биографии, и прибавил: «Я - сам по себе». Слова эти весьма характерны для художника. Они во многом определяют его путь в искусстве, своего рода необычность и исключительность этого пути. Жизнь Нестерова была долгой и отличалась истинным долголетием творчества. За это время история России, а вместе с нею и русское искусство претерпели множество перемен. Менялось и творчество Нестерова, но всегда оказывалось самобытным. Хотя художник был членом Товарищества передвижников, а потом искал поддержки у «Мира искусства», он не нашел прочных творческих контактов с этими объединениями. Работы его чаще находили противников, чем почитателей в художественной среде.

Искусство Нестерова в дореволюционный период, казалось бы верное одной теме, поражает разнообразием творческих возможностей. Известный всем как мастер религиозных росписей, мастер картин, повествующих о нравственных поисках вдали от мирской суеты, он стал одним из вдохновенных и тонких художников русской природы и великолепным портретистом. Именно умение увидеть человека и передать его внутренний мир позволило Нестерову после Великой Октябрьской социалистической революции стать создателем портретов людей, без которых трудно себе представить развитие советской науки и культуры, - И.П.Павлова, А.Н.Северцова, И.Д.Шадра, В.И.Мухиной. Он не занимался преподавательской деятельностью, часто отказывался от предложений, связанных с нею, но крайне интересовался вопросами художественного образования молодежи, о чем свидетельствуют его письма и статьи. Человек большого литературного дарования, Нестеров много работал над своими воспоминаниями и был удостоен в конце жизни звания почетного члена Союза писателей СССР за книгу «Давние дни». Нестеров почти не изменял своим привычкам и привязанностям. Большая проницательность не позволяла ему быть слишком общительным с людьми, но если он их избирал своими друзьями, то это оставалось на всю жизнь. Его интуиция подкреплялась умом и остротой видения, скорее даже видения писателя, чем живописца. Мнения его о людях, событиях были всегда мудрыми и точными, ему было присуще восприятие главного в человеке. И в отношении к людям и в отношении к искусству Нестеров оставался верен своим внутренним нравственным принципам, он всегда был «сам по себе», иными словами - верен самому себе.

Уфа, где в 1862 году (19 мая по старому стилю) родился Михаил Васильевич Нестеров, была в то время одним из крупных губернских городов России. Купечество составляло основную силу в городе. К этому сословию принадлежала и семья Нестеровых. Род Нестеровых происходил из новгородских крестьян. Позднее они переселились на Урал, где оказались крепостными Демидовых - владельцев знаменитых заводов. Дед художника, Иван Андреевич, - «вольноотпущенный дворовый человек Демидовых», был весьма одарен природой. Получив вольную, родители Ивана Андреевича отдали его в Уральскую семинарию. Впоследствии, записавшись в купеческую гильдию, он занимался торговлей и в течение двадцати лет оставался уфимским городским головой. Жил широко, хлебосольно. В доме деда устраивались любительские спектакли - «Ревизор», «Смерть купца Иголкина». Отец Нестерова, Василий Иванович, торговал мануфактурными и галантерейными товарами, а позднее стал одним из инициаторов создания общественного городского банка. Василий Иванович, человек умный, своеобразный, оригинальный, в городе был заметен, пользовался большим уважением и почетом. Мать художника, Мария Михайловна, происходила из елецкой купеческой семьи Ростовцевых, богатых торговцев пшеницей. Василий Иванович женился на ней вдовым, однако сама Мария Михайловна была к тому времени уже не первой молодости и разница в годах между супругами составляла всего лишь шесть лет. Умная, с властным, непреклонным характером, замечательная хозяйка, искусная рукодельница, Мария Михайловна главенствовала в доме. Она была олицетворением тех качеств, которые сын сумел оценить по достоинству лишь спустя много лет. «Мне казалось, - писал Нестеров в 1923 году С.Н.Дурылину, - да и теперь кажется, что никто и никогда так не слушал и не понимал моих юношеских молодых мечтаний, опасений, планов, как она, хотя необразованная, но такая чуткая, жившая всецело мной и во мне...».

У Василия Ивановича и Марии Михайловны родилось двенадцать детей. Но в живых осталось только двое. Михаил был десятым ребенком. Старше его на четыре года была сестра Александра. Характеры их были весьма различны, и в детстве Нестеров не испытывал к ней той дружбы, которая впоследствии так тесно связала их. Быт семейства отличался патриархальностью, твердым следованием устоям, религиозностью. Особенно в доме почитались святые угодники Сергий Радонежский и Тихон Задонский. Жили Нестеровы довольно скромно, тихо. Однако по большим праздникам - на пасху, рождество - в доме бывало много народу, как правило из купечества. Отец ездил с визитами, а мать, нарядно одетая, принимала гостей.
Мальчик не имел сверстников в семье. «Душа моя, характер, - писал Нестеров спустя много лет С.Н.Дурылину, - слагались как-то сами по себе, без особых влияний. Я нащупывал сам то, что было нужно».


далее »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru