На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава третья

За картину «До государя челобитчики» Нестеров был удостоен большой серебряной медали и звания классного художника. В 1887 году на конкурсе Общества поощрения художеств в Петербурге он получил за нее половинную премию имени В.П.Гаевского - известного пушкиниста, основателя Литературного фонда. Молодой художник пребывал в крайнем волнении по поводу своей картины. За его иронией сквозит явная неуверенность, когда он пишет своему другу А.А.Турыгину, что скоро «счастливые смертные увидят чудо искусства», и просит его не думать, что речь идет о «Боярыне Морозовой» Сурикова или о картине Поленова «Христос и грешница», появившихся в том же 1887 году: «Нет, вы увидите «Государевых челобитчиков», чудную вещь, принадлежащую кисти молодого художника, уроженца города Уфы...».
Нестеров очень хотел знать мнение Крамского о своей работе и, приехав в Петербург, направился к нему. Крамской был уже очень тяжело болен, постарел, был сосредоточен, задумчив, спросил у Нестерова, читал ли он «Смерть Ивана Ильича» Л.Н.Толстого. Заговорили о картине. «Речь его для меня, имевшего некоторый успех тогда <...> была горькой пилюлей, даже не позолоченной,- вспоминал впоследствии Нестеров. - Крамской говорил, что он недоволен мною, считая, что я раньше был ближе к жизни, и он ждал от меня не того, что я дал. Он находил картину слишком большой для своей темы (она была 3-2,5 аршина), что сама тема слишком незначительна, что русская история содержит в себе иные темы, что нельзя, читая русскую историю, останавливать свой взгляд на темах обстановочных, мало значащих, придавая им большее значение, чем они стоят». Нестеров ушел от Крамского, полный глубокой признательности за его искренность. Свидание было последним. Когда Нестеров возвратился в Москву, он вскоре узнал о смерти Крамского - о смерти одного из своих самых близких наставников, чье участие в годы пребывания в Академии художеств скрашивало его одиночество и рассеивало сомнения в собственном призвании - призвании художника. По возвращении в Москву Нестеров напряженно работает. Это период разнообразных поисков. Художник переходит от одной темы к другой, создает ряд произведений, весьма различных по своему характеру.

В 1886-1889 годах Нестеров много занимается иллюстрацией. Часть из них он делал для заработка и называл «хламом», хотя этот «хлам» хорошо оплачивался. Однако среди «хлама» были и серьезные работы: он делает иллюстрации к произведению П.И.Мельникова-Печерского «В лесах», «Братьям Карамазовым» Ф.М.Достоевского, к «Анне Карениной» Л.Н.Толстого, к «Капитанской дочке» А.С.Пушкина, работает над иллюстрированием дешевой библиотеки А.Д.Ступина (отдельные книги которой имели несколько изданий и появлялись вплоть до 1912 года). Большинство рисунков, гравированных А.С.Яновым, тоже учеником Московского Училища живописи, были иллюстрациями к сказкам А.С.Пушкина. В те годы самые различные издательства широко обратились к выпуску сочинений поэта. Это объяснялось главным образом тем, что окончился срок наследства и для издателей появилась возможность публиковать произведения на более выгодных условиях. В 1888 году под редакцией В.П.Авенариуса вышел сборник пушкинских сказок. Иллюстрации к нему были сделаны Нестеровым, по всей вероятности, в 1886 году. Художника интересуют прежде всего занимательные ситуации, многие его рисунки близки манере В.М.Васнецова. В 1888 году вышли в свет сочинения А.С.Пушкина, изданные для юношества, с иллюстрациями Нестерова. Характерно, что среди пушкинского наследия художника привлекают в основном сказочные и исторические сюжеты. В том же 1888 году Нестеров иллюстрировал «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова, а годом раньше - сказку об Илье Муромце в изложении П.Полевого. В журнале «Север» за 1888 год появляются и отдельные рисунки на сказочные темы: «Баба-яга», «Наина в образе кошки ведет Фарлафа по следу Руслана», «Ночь на Ивана Купала», «Руслан и живая голова». Там же был помещен рисунок Нестерова к рассказу «Созерцатель» близкий по теме к его последующим работам. Художник изобразил молодого монаха, сидящего летним вечером на лесной опушке. Бытовой характер рассказа определил во многом известную прозаичность образа. Однако само обращение к данной теме было весьма знаменательным.

Рисунок этот очень нравился Сурикову, с которым Нестеров часто встречался в то время. Их сближала общность личных судеб. В 1888 году у Сурикова умерла жена, оставив его с двумя девочками. Суриков, так же как и Нестеров, глубоко переживал свое горе. Они часами говорили, засиживались до глубокой ночи, читали вслух Иоанна Златоуста, Василия Великого, и им казалось, что только они понимали друг друга. Кроме сказочных и исторических сюжетов Нестеров иллюстрировал и рассказы, повествующие о доброте («Красный сарафанчик») и о христианском подвиге («Пустынница», «Дети-крестоносцы»), пока еще робко намечая круг своих будущих образов. К 1888 году относится большая и серьезная работа над иллюстрированием книги П.В.Синицына «Преображенское и окружающие его места, их прошлое и настоящее». Книга появилась значительно позднее, в 1895 году, и ее иллюстрации восхитили В.В.Стасова, несмотря на весь его скептицизм по отношению к творчеству Нестерова. Страничные иллюстрации, помещенные на отдельных листах, гравированных А.С.Яновым, не были буквальным сопровождением текста. Художник изображал события, изложенные в книге, давал им свое толкование, самостоятельно развивая действие. Книга .охватывает события различных исторических периодов, однако четырнадцать иллюстраций из шестнадцати связаны с царствованием Алексея Михайловича и Петра Первого.


далее »

Из воспоминаний Нестерова: "Я впервые был на выставке, да еще на какой, - лучшей в те времена!... Совершенно я растерялся, был восхищен до истомы, до какого-то забвения всего живущего, знаменитой "Украинской ночью" Куинджи. И что это было за волшебное зрелище, и как мало от этой дивной картины осталось сейчас! Краски изменились чудовищно. К Куинджи у меня осталась навсегда благодарная память. Он раскрыл мою душу к природе, к пейзажу. Много, много лет спустя судьбе было угодно мое имя связать с его именем. По его кончине я был избран на его освободившееся место как действительный член Академии художеств."



цветок


М.Нестеров © 1862-2022. Все права защищены. Почта: sema@nesterov-art.ru
Копирование материалов - только с согласия www.nesterov-art.ru :)