Ирина Никонова о Михаиле Нестерове
Глава двадцать четвертая
Павлов сидит против света, его фигура объемна и пластически выразительна. Вместе с тем она неразрывно слита с пейзажем, расстилающимся за окном веранды. И это удалось художнику не только благодаря композиционному и колористическому мастерству. Сам пейзаж, изображенный Нестеровым, - новый городок в Колтушах - невольно связывается в представлении зрителя с деятельностью великого ученого.
Этот портрет завершает цикл работ первой половины 30-х годов. Он как бы подводит итог исканиям мастера в тот период. Эстетическое утверждение творческой деятельности человека, активности его разума нашло здесь свое законченное выражение.
Хотя дальнейшее творчество Нестерова отмечено весьма интересными чертами, тем не менее расцвет его искусства в советские годы, период его высших достижений относится к первой половине 30-х годов. Именно в то время были созданы такие замечательные произведения, составляющие славу советского искусства, как портреты братьев Кориных, Шадра, Северцова, Юдина, Павлова. В них Нестеров со всем присущим ему дарованием выразил творческую силу человеческого разума, красоту и значительность личности - личности созидающей и действующей.
Качества, характерные для портретов Нестерова, не являлись исключительными, они во многом были присущи советскому искусству того времени.
Художники искали воплощения своих представлений о новой эпохе в обобщенных образах. Именно обобщенный образ человека творческого труда, утверждающий красоту и значительность этого труда, был в центре внимания советского искусства - искусства социалистического реализма. И знаменательно, что Нестеров не только не остался в стороне от этой проблематики, но и внес много нового в ее решение.
В это время возникает особый интерес к портрету. Достаточно сказать, что Музеем изобразительных искусств был намечен цикл выставок, посвященных истории портрета, и в 1935 году, незадолго до выставки Нестерова, там открылась экспозиция античного портрета. Широко распространяется тип портрета, героем которого становится человек искусства. П.П.Кончаловский в 30-е годы пишет пианиста В.В.Софроницкого, играющего на рояле, композитора С. С. Прокофьева, дирижера Н.С.Голованова с оркестром, А.С.Пушкина в момент творческого вдохновения, М.С.Сарьян создает портреты актера Р.Н.Симонова, архитектора А.И.Таманяна.
Образы, созданные Нестеровым, также утверждали красоту и значительность активной творческой личности, красоту и значительность советского человека. И появление их было связано с выражением общих идейных устремлений нового периода в жизни страны, периода великих свершений. В это время творчество Нестерова органически вошло в историю советского искусства.
Портрет И.П.Павлова окончательно закрепил положение Нестерова как советского живописца. Он был приобретен Третьяковской галереей, экспонировался на выставках 30-х годов и впоследствии на многих выставках советского искусства за рубежом. В 1941 году за портрет И.П.Павлова Нестерову была присуждена Государственная премия, в числе первых он был удостоен звания ее лауреата.
Для Нестерова работа над портретом Павлова была очень важной ж ответственной. Пожалуй, ни к одному из своих портретов он не •относился с такой тщательностью, с такой требовательностью художника. Его к этому обязывали не только глубокое восхищение личностью ученого и чувство истинной дружбы, но и стремление создать подлинный образ великого русского исследователя.
Нестерова все восхищало в Павлове - прямота, честность, яркость, его увлеченность всем, к чему он прикасался, будь то чтение рассказа Достоевского «Хозяйка» или игра в «чурки», его неукротимый дух экспериментатора, ясный ум, страстность. Но в своем портрете он выявил главное в человеке - силу его духа, силу его энергии и деятельности.
Художник был доволен портретом, даже мечтал скорее его показать в Москве, были довольны и окружающие, был доволен и Павлов. Прощаясь с Нестеровым, он поцеловался с ним старинным поцелуем «прямо в уста», а потом, когда Нестеров вышел уже на площадку лестницы, воскликнул бодрым молодым голосом вслед ему: «До будущего лета в Колтушах!» Но это было в последний раз, когда Нестеров видел Павлова. В конце февраля 1936 года ученого не стало, но Нестеров отдал ему еще одну дань своего восхищения - он написал прекрасные воспоминания о нем, в которых образ великого ученого запечатлен с необычайной яркостью и истинным дарованием художника. Нестеров тяжело переживал смерть Павлова, эту потерю он считал не только своим, но общим русским горем.
В конце 1936 года Нестерову было суждено пережить еще одну потерю близкого человека - после долгих и тяжких страданий умер Алексей Николаевич Северцов. Нестеров писал своей двоюродной племяннице, Маргарите Михайловне Облецовой, что Северцов - третий из его «моделей», скончавшихся в этом году: «Не стало Павлова, нет Черткова и вот сейчас Северцов - и все люди большие, вошедшие в историю русской культуры». И далее прибавлял: «Отображения всех трех сейчас остались на стенах Третьяковской галереи».
далее » |