На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава двадцать четвертая

Павлов сидит против света, его фигура объемна и пластически выразительна. Вместе с тем она неразрывно слита с пейзажем, расстилающимся за окном веранды. И это удалось художнику не только благодаря композиционному и колористическому мастерству. Сам пейзаж, изображенный Нестеровым, - новый городок в Колтушах - невольно связывается в представлении зрителя с деятельностью великого ученого. Этот портрет завершает цикл работ первой половины 30-х годов. Он как бы подводит итог исканиям мастера в тот период. Эстетическое утверждение творческой деятельности человека, активности его разума нашло здесь свое законченное выражение. Хотя дальнейшее творчество Нестерова отмечено весьма интересными чертами, тем не менее расцвет его искусства в советские годы, период его высших достижений относится к первой половине 30-х годов. Именно в то время были созданы такие замечательные произведения, составляющие славу советского искусства, как портреты братьев Кориных, Шадра, Северцова, Юдина, Павлова. В них Нестеров со всем присущим ему дарованием выразил творческую силу человеческого разума, красоту и значительность личности - личности созидающей и действующей. Качества, характерные для портретов Нестерова, не являлись исключительными, они во многом были присущи советскому искусству того времени.

Художники искали воплощения своих представлений о новой эпохе в обобщенных образах. Именно обобщенный образ человека творческого труда, утверждающий красоту и значительность этого труда, был в центре внимания советского искусства - искусства социалистического реализма. И знаменательно, что Нестеров не только не остался в стороне от этой проблематики, но и внес много нового в ее решение. В это время возникает особый интерес к портрету. Достаточно сказать, что Музеем изобразительных искусств был намечен цикл выставок, посвященных истории портрета, и в 1935 году, незадолго до выставки Нестерова, там открылась экспозиция античного портрета. Широко распространяется тип портрета, героем которого становится человек искусства. П.П.Кончаловский в 30-е годы пишет пианиста В.В.Софроницкого, играющего на рояле, композитора С. С. Прокофьева, дирижера Н.С.Голованова с оркестром, А.С.Пушкина в момент творческого вдохновения, М.С.Сарьян создает портреты актера Р.Н.Симонова, архитектора А.И.Таманяна. Образы, созданные Нестеровым, также утверждали красоту и значительность активной творческой личности, красоту и значительность советского человека. И появление их было связано с выражением общих идейных устремлений нового периода в жизни страны, периода великих свершений. В это время творчество Нестерова органически вошло в историю советского искусства. Портрет И.П.Павлова окончательно закрепил положение Нестерова как советского живописца. Он был приобретен Третьяковской галереей, экспонировался на выставках 30-х годов и впоследствии на многих выставках советского искусства за рубежом. В 1941 году за портрет И.П.Павлова Нестерову была присуждена Государственная премия, в числе первых он был удостоен звания ее лауреата. Для Нестерова работа над портретом Павлова была очень важной ж ответственной. Пожалуй, ни к одному из своих портретов он не •относился с такой тщательностью, с такой требовательностью художника. Его к этому обязывали не только глубокое восхищение личностью ученого и чувство истинной дружбы, но и стремление создать подлинный образ великого русского исследователя.

Нестерова все восхищало в Павлове - прямота, честность, яркость, его увлеченность всем, к чему он прикасался, будь то чтение рассказа Достоевского «Хозяйка» или игра в «чурки», его неукротимый дух экспериментатора, ясный ум, страстность. Но в своем портрете он выявил главное в человеке - силу его духа, силу его энергии и деятельности. Художник был доволен портретом, даже мечтал скорее его показать в Москве, были довольны и окружающие, был доволен и Павлов. Прощаясь с Нестеровым, он поцеловался с ним старинным поцелуем «прямо в уста», а потом, когда Нестеров вышел уже на площадку лестницы, воскликнул бодрым молодым голосом вслед ему: «До будущего лета в Колтушах!» Но это было в последний раз, когда Нестеров видел Павлова. В конце февраля 1936 года ученого не стало, но Нестеров отдал ему еще одну дань своего восхищения - он написал прекрасные воспоминания о нем, в которых образ великого ученого запечатлен с необычайной яркостью и истинным дарованием художника. Нестеров тяжело переживал смерть Павлова, эту потерю он считал не только своим, но общим русским горем. В конце 1936 года Нестерову было суждено пережить еще одну потерю близкого человека - после долгих и тяжких страданий умер Алексей Николаевич Северцов. Нестеров писал своей двоюродной племяннице, Маргарите Михайловне Облецовой, что Северцов - третий из его «моделей», скончавшихся в этом году: «Не стало Павлова, нет Черткова и вот сейчас Северцов - и все люди большие, вошедшие в историю русской культуры». И далее прибавлял: «Отображения всех трех сейчас остались на стенах Третьяковской галереи».


далее »

"Искусство только тогда вправе торжествовать, когда ему удается условность или даже абстракцию подчинить высокой цели. Например, символ, абстракция вполне уживаются в прикладном народном творчестве: полотенца, расписанные красными петухами, косоворотки в цветастом орнаменте, старинные русские лубочные картины. Большой художник и в реалистическом изображении действительности полон невысказанных мыслей, символов, условностей, таких, какие заставляют думать и беззвучно плакать душой от светлой радости нахлынувших чувств."



цветок


М.Нестеров © 1862-2022. Все права защищены. Почта: sema@nesterov-art.ru
Копирование материалов - только с согласия www.nesterov-art.ru :)