На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава восемнадцатая

В 1918 году художник сделал портрет Л.Н.Толстого, где изобразил писателя почти таким же, как на портрете 1907 года, только среди березового леса. В июле 1820 года Нестеров решает возвратиться в Москву, пока еще без семьи. Свою дочь Ольгу Михайловну он нашел целой и невредимой. У него появилась внучка Ирина, которой было в то время около года. Но радость встречи с близкими оказалась омраченной. Осенью 1919 года И.Е.Бондаренко уехал в Уфу и с собой захватил только сданную Нестеровым на хранение в Исторический музей коллекцию картин русских художников. На основе ее и открылся в начале 1920 года Уфимский пролетарский музей. У художника пропали почти все его рисунки, эскизы. Сохранилось только то, что было приобретено государственными собраниями или оставлено там на хранение. У него не оказалось своего дома, не было мастерской, не было многих работ, созданных на протяжении тридцати лет. Нужно было начинать жизнь сначала. Его приглашали поселиться в Троицком монастыре, где давали большую комнату, звали в Ярославль. Но Нестеров остался у дочери Ольги Михайловны в ее небольшой квартире на Сивцевом Вражке, поблизости от Арбата, в доме 43. Здесь в двух небольших комнатах типичного доходного дома начала века он прожил до конца своих дней вместе с семьей.
Привычный обиход московской жизни был далек от прежнего.

«Москва сильно за два года изменилась, - писал Нестеров в ноябре 1920 года художнику В.К.Менку, своему давнему знакомому еще по Киеву, - нет торговли и всего, что сопровождает ее, - вывески, магазины, верхние Торговые ряды и проч. не существуют. Нет семи тысяч деревянных домов, снесенных на топливо, нет заборов, сады обнажены и т.д.».
Москва летом 1920 года была очень тихой. Новая жизнь еще не наладилась. Трамваи не ходили. Грязь после дождя была непролазная. В Охотном ряду бывшие просвирни торговали горячей пшенной кашей. На Сухаревке продавали горсточками сахар и пачками валюту, старые барыни предлагали страусовые перья, бисерные сумочки и кружева. Нэп еще не начинался, еще ставили скетч «Рюсси советик», где рассказывалось, как у парижских эмигрантов умер дядя и все радуются, что он оставил пять миллионов в наследство. В те дни пара чулок стоила полтора миллиона. И весь зал громко хохотал. Новый быт еще только складывался. Друзья хлопотали для Нестерова академический паек. В начале 1920 года, по предложению В.И.Ленина, была создана Комиссия по улучшению быта ученых, но паек имели лишь крупные ученые а немногие из художников. Только осенью 1921 года Виктор Васнецов, Константин Коровин, Архипов и Нестеров стали получать этот паек. Все чаще Нестеров стал подумывать о работе. В феврале 1921 года он с радостью соглашается на предложение дочери недавно скончавшегося В.К.Менка прислать ему из Киева краски, кисти, бумагу. Но работать он начинает только после возвращения семьи из Армавира. Однако мешала болезнь и жизненные трудности. В конце июля Нестеров уехал в подмосковные Дубки к художнику Василию Николаевичу Бакшееву, своему сверстнику и соученику по Московскому Училищу живописи. Там он начал картину «Путник». «Содержание ее,- писал художник Турыгину, - таково: в летний вечер, среди полей, по дороге идут и ведут беседу Путник и крестьянин, встретившаяся женщина приветствует Путника низким поклоном». Работал Нестеров у Бакшеева с удовольствием, мастерская была хорошей. Здесь он задумал написать портрет с философа-идеалиста И.А.Ильина. Однако закончил его Михаил Васильевич лишь в 1922 году. Видимо, настроение у Нестерова постепенно становилось лучше, больше появлялось уверенности в себе. Он сообщал Турыгину в ноябре 1921 года, что много работает, однако силы бережет, предпочитая количеству сделанного - качество. Он возвращается к своей обычной жизни крупного мастера, а не отшельника, замкнувшегося в кругу семейных дел и одиноких размышлений. В том же письме Нестеров писал: «Как и в старину, видаюсь со многими, не забывают и меня добрые люди, теперь, в новом своем положении, я особенно ценю такое к себе отношение, особенно людей, выдающихся духовно, умственно». Его приглашают участвовать на выставке «Мира искусства» и «Союза русских художников». Летом 1922 года Нестеров снова поселяется в Дубках, работает много - 8-9 часов в день. Сами названия его картин не свидетельствуют о каких-либо переменах: «Молитва», «Пророк», «За Волгой» («Странники»), «Мать Евпраксия» («На Керженце»), «Весна красна» («Пастушок»), «Монашенки», «Тихие воды». Но в то же лето им было завершено одно из крупных произведений - «Мыслитель». Его можно считать продолжением темы, намеченной в «Философах».

На картине изображен философ-идеалист И.А.Ильин. Фигура человека в черном высится на фоне серого, белесого неба с тревожно бегущими облаками. Близко поставленная к зрителю, она занимает почти все полотно, а пейзаж кажется далеким, ушедшим в глубину. Образ человека не сливается с окружающей природой, а обособлен от нее, что придает пейзажу ощущение тревоги. На всем лежит печать безысходности, тяжелой подавленности. Человек целиком поглощен какой-то упорной мыслью. Эта мысль всецело владеет им, не отступает, не дает отдыха, не позволяет оглянуться на луг, на реку, бледно-зеленый холмистый берег которой уже по-осеннему тих и нежен. В портретах Нестерова пейзаж всегда играл значительную роль, являлся аккомпанементом чувствам человека; часто его эмоциональная содержательность была самодовлеющей и служила мерилом ценности жизни. Здесь значительность человека выступает уже в иных формах - это значительность мысли, ищущей, противоречивой, напряженной. Художник доводит до преувеличения те черты в человеке, которые нужны для выражения его идеи, сознательно заостряет их: резкая острота силуэта, лоб, прорезанный крупными морщинами, торчащая рыжая борода. Есть известная нарочитость и в цветовом решении и в выборе разных точек зрения на фигуру и пейзаж, вносящий момент диссонирующего сопоставления.
«Мыслитель» - одно из первых произведений Нестерова советского периода, в котором нашли свое отражение проблемы, поставленные временем. В период глубокой ломки, происходящей в стране в первые годы революции, значительная часть интеллигенции ставила перед собой вопрос об отношении к происходящим событиям. Не все видели перспективы будущего, не всем оказывались ясны смысл и значение огромного общественного и нравственного переворота. В своем «Мыслителе» Нестеров отразил именно эти стороны жизни. «Мыслитель» в настоящее время почти забыт, а между тем это одно из примечательных произведений послереволюционных лет.


далее »

Из воспоминаний Нестерова: "Школа мне нравилась все больше и больше, и, несмотря на отдаленность ее от дома и оргии, я все же первый год провел с пользой, и хотя весной и не был переведен, как думал, в натурный, но замечен, как способный, был. Уехал домой счастливый и там, незаметно для себя, выболтал все, что мы проделывали у себя на Гороховом поле. Родители слушали и соображали, как бы положить этому конец. И вот осенью, когда я с отцом опять вернулся в Москву, после совещания с Константином Павловичем Воскресенским, меня от Добрынина взяли и поместили в училищном дворе у профессора головного класса П. А. Десятова, но от такой перемены дело не выиграло. Десятое был очень стар и, в противоположность Добрынину, был женат на молодой... кормилице. Жили они тоже нехорошо. От первого брака были взрослые дети. Старик был строптив, грозен, и ему было не до нас - нахлебников. Мы жили сами по себе. И тоже большинство были архитекторы."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru