На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко
   
» Глава I - 2
» Глава II - 2 - 3 - 4
» Глава III - 2 - 3
» Глава IV - 2
» Глава V - 2
» Глава VI - 2 - 3
» Глава VII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава VIII - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава IX - 2 - 3 - 4
» Глава X - 2
» Глава XI - 2 - 3 - 4
» Глава XII - 2 - 3
» Глава XIII
» Глава XIV - 2 - 3 - 4
» Глава XV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6
» Глава XVI - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7
» Глава XVII - 2 - 3 - 4
» Глава XVIII - 2
» Глава XIX - 2
» Глава XX - 2 - 3 - 4
» Глава XXI - 2 - 3
» Глава XXII - 2 - 3 - 4 - 5
» Глава XXIII - 2 - 3 - 4
» Глава XXIV - 2 - 3
» Глава XXV - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8
» Глава XXVI - 2 - 3 - 4
Нестеров   

Ирина Никонова о Михаиле Нестерове

Глава двадцатая

В конце мая 1926 года исполнилось сорок лет его творческой деятельности, ровно сорок лет назад он получил звание классного художника за картину «До государя челобитчики». Было много приветствий и среди других поздравления от Третьяковской галереи и Русского музея. А Уфимский музей, отметивший в то время пятилетний юбилей, переименовал свое название «1-й Пролетарский музей» на «Государственный музей искусства имени Нестерова». Все это доставляло приятные минуты. Но художника беспокоили дела, связанные с Выставкой русских художников в Америке, и неудача этой выставки, беспокоило то, что до сих пор работы не возвратились назад. В то время в кругах музейных деятелей дебатировался вопрос о том, нужно ли выставлять для обозрения публики произведения Александра Иванова - его картину «Явление Христа народу» и многочисленные эскизы и этюды к ней. Раздавались довольно громкие голоса, что «религиозное» искусство чуждо новому, советскому зрителю. Нестерова все это крайне беспокоило, огорчало, волновало. Он считал Александра Иванова учителем в самом обширном смысле слова, а каждую его художественную мысль правдивой и реальной школой, считал, что все произведения великого художника, сама картина, эскизы и этюды к ней должны быть выставлены в Румянцевском музее, где в то время они хранились. «Весь Иванов, - писал он Петру Ивановичу Нерадовскому, заведовавшему в те годы художественным отделом Русского музея, назначенному в Комиссию по обсуждению вопроса о наследии Иванова, - должен быть доступен, открыт народу, он верно послужит его просвещению».

В 1926 году Нестеров начинает писать воспоминания. С большим интересом приступил он к новой для себя работе. Писал быстро. Особенно плодотворно работал в Гаспре поздней осенью, в доме отдыха ЦКУБУ. Гаспра, небольшое курортное место, расположенное в десяти километрах от Ялты, теперь уже слилась с Мисхором. Нестерову приходилось бывать там еще в дореволюционные годы, он часто заезжал в Ялту, жил на даче в Олеизе, когда его дочь Ольга еще была девочкой. На этой даче в 1901-1902 годах жил и А.М.Горький. Теперь в бывшем имении графини С.В.Паниной, где в 1901 - 1902 годах Л.Н.Толстой писал своего «Хаджи Мурата», помещается санаторий «Ясная Поляна». Нестеров не был в Крыму уже давно и вообще долгое время не отдыхал по-настоящему. Понемногу силы восстанавливались. Вскоре художник начал писать этюды. Была поздняя осень, и рано темнело, может быть, потому Нестеров больше работал над своими воспоминаниями и много читал. Особенно его увлекала книга В.В.Стасова о Н.Н.Ге. Нестерову всегда было свойственно не простое любопытство к фактам, он умел видеть за ними судьбу человека. Он и прежде не сочувствовал искусству Николая Николаевича Ге, и эта неприязнь была взаимной. Теперь же, прочитав дневниковые записи Ге, Нестеров укрепляется в своем мнении и пишет Екатерине Петровне: «Смесь ума, таланта, лучших побуждений с озлобленностью, актерством всякого рода, жаждой популярности во что бы то ни стало. Такой «винегрет» чувств, мыслен - хороших и плохих. Все это приправлено «толстовством». В результате - жаль человека, замученного обстоятельствами, ставшими против него на протяжении долгой жизни». Интересы Нестерова, как всегда, не ограничивались только искусством, читал он в Гаспре и сочинение французского историка Гастона Буассье «Археологические прогулки по Риму», и записки Е.Р.Дашковой, облик которой ему напомнил Наталью Григорьевну Яшвиль. Художник, видимо, хорошо себя чувствовал в Крыму и вернулся в отличном настроении. Конец 20-х годов отмечен организацией ряда крупных выставок. В марте 1927 года в Третьяковской галерее открылась выставка Сурикова, на которой предстала в первозданном виде «Боярыня Морозова». Незадолго до открытия Петр Петрович Кончаловский, прославленный художник, к тому же зять Сурикова, пригласил Нестерова в галерею ее посмотреть.

«Дымовая завеса» с картины снята, - писал Нестеров в начале февраля 1927 года Нерадовскому, - и я вновь, после чуть ли не сорока лет, увидел то, что так поразило всех нас тогда. Изумительные краски загорелись вновь. Все ожило, заволновалось, заблестело. Какая дивная вещь «Боярыня Морозова»! Как в ней непосредственно чисто живописное творчество. В ней нет еще ничего заученного - все открыто впервые... Именно в ней, в «Боярыне Морозовой», Суриков нашел свои краски. В «Ермаке» же их завершил, закрепил, а духовно возрос до глубочайших мистических откровений, до своего предельного пафоса». В Москву в те дни, когда открылась выставка Сурикова, из Коктебеля приехал Максимилиан Волошин. Он был примечательной фигурой своего времени. Поэт, художник, критик, страстный путешественник, Максимилиан Волошин поражал универсальностью личности и широкой эрудицией даже таких людей, как В.Брюсов, A.Бенуа, Луначарский. В 1907 году в журнале «Весы» была опубликована его статья о выставке Нестерова. Позднее Суриков, по рекомендации И.Грабаря, выбрал его своим биографом, он считал, что с ним он может говорить как художник с художником. Эти беседы были опубликованы в 1916 году журналом «Аполлон» и произвели сильное впечатление на Нестерова, близко знавшего великого русского живописца. Теперь Волошин читал отрывки из своей большой работы о Сурикове, и художник весьма сожалел, что она не опубликована. Побывал Волошин и в нестеровском доме, где читал уже своп стихи, понравившиеся взыскательному мастеру.
В Москве кроме выставки Сурикова открылись в то время выставки Васнецова (о ее полноте особенно заботился Нестеров) и Кончаловского, где художник отметил картины, созданные под впечатлением поездки в Новгород, - «Возвращение с ярмарки» и «Игумен Варсонофий». Нестеров был по-прежнему занят своими воспоминаниями - эта работа интересовала, но вместе с тем часто посещала и горькая мысль: не есть ли это конец художественной деятельности. «Автор, - писал он Турыгину 8 марта 1927 года, - и по сей день - один и тот же, его лицо обозначилось рано - и в главном не менялось. Жизнь пролетела быстро, и какой печальный, преждевременный конец (как художник)». Но опасения его оказались беспочвенными. Жизнь Нестерова-художника продолжалась.


далее »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru