На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

656. В.Г.ЛИДИНУ
Москва, начало августа 1942 г.
Многоуважаемый Владимир Германович!
Обращаюсь к Вам по следующему поводу. Два близких мне человека, один очень старый - Петр Петрович Перцов, другой молодой - Кирилл Васильевич Пигарев, на днях должны проходить в Союз писателей. П.П.Перцов - старый литератор (сейчас больной, сильно нуждающийся), автор превосходных работ по искусству, как то: «Венеция» (2 издания), «Третьяковская галерея», «Музей западной живописи», а также живых по художественному изложению «Литературных воспоминаний». Он, как критик, работает с мастерством большого художника. Его как поэта ценил покойный Фет. К.В.Пигарев сейчас - лучший специалист по Тютчеву. Его - «Тютчев и дипломатия царской России», ряд статей о Тютчеве, а также им проредактированы два советских издания Тютчева. В литературных своих работах он является даровитым специалистом художественно-литературного очерка. Сейчас печатается в журнале «Октябрь» его статья «Суворов в его письмах». Академия наук издает под его редакцией с его же статьей «Переписку Тютчева». ГИХЛ издает под его редакцией «Письма Суворова». И Перцов, и Пигарев имеют хорошие рекомендации для принятия их в Союз, но всего этого сейчас недостаточно. Сейчас будто бы склонны принимать туда лишь «творческих работников», то есть поэтов и беллетристов, а не литературоведов и критиков. Как П.П.Перцов, так и К.В.Пигарев уже прошли счастливо первую отборочную комиссию. Теперь необходимо, чтобы их обоих поддержали в заседании Президиума. Вот тут-то Ваш голос как члена президиума и может быть для обоих решающим. И я очень прошу Вас не отказать подать его за этих двух вполне достойных кандидатов и близких мне людей. Буду Вам очень и очень признателен.

657. Н.М.РОМАДИНУ
Москва, 29 августа 1942 г.
Дорогой Николай Михайлович!
По Вашему письму вижу, что художественная жизнь Ваша не проходит так однообразно, как Вы говорите - Вы много работаете, заглянули даже в область ваяния, все это, при наличии живой заинтересованности, оставит добрые следы. Вашу поездку на оз. Иссык-Куль приветствую, думаю, что там Вы найдете много нового. «Художественные вериги» Ваши не будут Вам в тягость, хотя бы потому, что они преходящие... Письмами Иванова жило, восхищалось не одно поколение художников... Они призывают нас к высоким идеалам... Пусть эти письма и для Вас останутся непреходящими. При горячем желании (а оно у Вас должно быть), я уверен, что на поверхности Вы удержитесь, путь Ваш верен (работа с натуры и еще «кое-что»). [...]

658. В.Г.ЛИДИНУ
Москва, 5 сентября 1942 г.
Многоуважаемый Владимир Германович!
Прочел все, что Вы так любезно прислали мне. Прочитал и «Могилу неизвестного солдата», столь популярную среди читателей, написанную Вами таким живым, правдивым языком. «Избранные рассказы» тоже прочел, среди них мне особенно пришлись по вкусу: «Младость», «Ледники», «Рыбаки», словом все то, что соответствует моей «природе». Жуткий рассказ «Возвращение Гелы» и другие этой серии написаны ярко, читаются с большим интересом. Как много Вы путешествовали, как много видели и как это хорошо. [...]

659. Е.Д.ТУРЧАНИНОВОЙ
Москва, 7 сентября 1942 г.
Глубокоуважаемая Евдокия Дмитриевна!
Сердечно благодарю Вас за письмо. Совершенно понимаю Ваше желание быть в Москве, мы ни в какой мере не жалеем, что не покинули ее... Вчера мне передали, что видели здесь артистов Художественного театра - Качалова и других, видали Немировича и слышали, что в самые ближайшие дни выезжают в Свердловск. А про Ваш Малый ходят слухи, что он скоро возвратится в Москву. Вот тогда и сбудется Ваше и наше желание, - мы с Вами увидимся, и все будет так хорошо... В наше необычайное время - все неожиданно, все возможно. Мое здоровье согласуется с моим возрастом, оно неважно, больше полеживаю. Попытки (настояние врачей) прогуливать себя кончаются плохо: едва живой возвращаюсь в дом свой, тут же на Сивцевом Вражке, и снова лежу и лежу. Так проходят мои не очень радостные дни. Сегодня вернулся из туберкулезного санатория Алеша, вернулся без голоса. Он и мы все возвращению его очень рады. Сергей Николаевич время от времени заглядывает, он очень занят, много работает, выступает. Лето кончилось, наступают осенние дни, законные осенние холода, хоть солнышко светит, но греет по-осеннему.

660. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 15 сентября 1942 г.
Дорогой Петр Евгеньевич!
Очень был обрадован Вашим письмом (также получил и приглашение на заседание в память покойного П.А.Шиллинговского). Письмо Ваше успокоило меня, я из него узнал, что мое медвежье «усердие» не причинило Вам неприятностей. Буду ждать возможности, чтобы переслать один ее экземпляр А.П.Остроумовой-Лебедевой, другой переслать Серафиме Васильевне Павловой (супруге И.П.). Их адрес: Васильевский остров, 7 линия, д. 2, кв. 8. Они сейчас, по-видимому, из Колтушей вернулись в город (получил письмо дня три тому назад). Буду очень Вам признателен. В связи с моим восьмидесятилетним юбилеем недавно я был избран почетным членом Союза писателей. Таким образом, «без драки попал в большие забияки», а все эти «Давние дни». [...]


Дальше »

Вглядитесь внимательнее в согбенного старичка с неказистой клюкой в немощных руках - «Пустынник». Это первая картина, приобретенная у художника взыскательным ценителем искусства П.М.Третьяковым в свою сокровищницу - Третьяковскую галерею. Это одна из немногих работ художника, где раскрыта во всем великолепии природа родного края. Мы узнаем в ярких деталях пейзажа знакомые берега реки Демы с уральской рябиной, с темными силуэтами редких елей. А сам старец, тихо семенящий вдоль бережка, пригнут тяжестью прожитых лет к земле. Но если внимательней вглядеться в согбенную фигуру человека, то можно заметить: годы могут состарить тело, душа же его в вечном стремлении к высоким идеалам, она молода и окрыленна, непобедима временем. «Зачем я пришел в этот мир? - кажется, спрашивают молодые глаза старца, вопрошает душа Пустынника. - Не затем же, чтоб насытить себя едой, ублажить свою похоть, состариться и отойти в небытие?.. Нет, не за этим природа соединила в себе все живое и в том числе - человека...»



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru