На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

623. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 15 июня 1940 г.
[...] Начал работать, пишу и, быть может, скоро окончу портрет Мухиной. Ей нравится, я же могу сказать, что пишу с неожиданным увлечением. Искусство, как алкоголь, - стоит раз-другой к нему прикоснуться, потом от него никак не отстанешь... Сколько раз я давал себе слово бросить его, и все же до сих пор оно не отпускает меня от себя, а сил у меня на то, чтобы отрезветь, взглянуть на себя «оком благоразумия», нет как пет. Книга моя (вернее, книжка) выйдет, смотря по обстоятельствам, между сентябрем и декабрем 1940 г. В ней будет рассказов, воспоминаний до двадцати пяти да с десяток снимков с портретов и картин. Если доживу до ее появления в свет, непременно вышлю Вам с авторской надписью. Лишь бы нам дождаться ее выхода. Сейчас меня подправляют, заштопывают массажем. Посмотрим, каков-то я буду после штопки. Погода у нас холодная, прошли дожди, а что делается там, на Западе, в Париже - ума помрачение...

624. Е.А.ПРАХОВОЙ
Москва, 1 августа 1940 г.
[...] Сейчас я «резвлюсь на свободе», т.к. кончил портрет скульптора Мухиной, он уже у меня дома и кое-кто его видел - ничего, не ругают... Опять слышу слова о своей несомненной «молодости». Хотя сам молодой человек трещит по всем швам... (Почему-то вспомнил фрак покойного Виноградского, так некстати треснувший на парадном концерте когда-то.) Да, портрет написан, какова его «судьба», пока еще неизвестно, что он не хуже некоторых предыдущих (тоже «молодых») - это и я вижу и... молчу. «Модели» портрет нравится, установились добрые отношения. Мухина, помимо ее даровитости, умный, тактичный человек. Хотел употребить модное сейчас слово «динамична», но вовремя вспомнил, что академик Зелинский, по словам его жены, на новом портрете П.Д.Корина «полон динамики мысли», а старик во время сеанса сладко спал, закинув красивую голову свою на спинку кресла. Итак, оставив «динамику», скажу, что Вера Игнатьевна Мухина вовремя проявляет чисто мужскую силу, что отражается на ее лице, вовремя бывает женственной, - у нее все вовремя, все кстати. [...]

625. П.Д.КОРИНУ
Москва, 31 августа 1940 г.
[...] На минувшей неделе были у меня из галереи (утром), а вечером из Русского музея. Разговор о портрете Мухиной. Вероятно, портрет останется за галереей, хотя там и нет денег (а Русский музей разбогател). Из Русского музея была заведующая советским отделом, хотела быть у Вас, взяла Ваш адрес. Полагаю, в один из ближайших приездов кто-нибудь из музейных посетит Вас. Был недавно в галерее. Любовался правой стороной «Серовской» залы. Левая скучновато развешена. Очень хорош Леонидов. Повешены хорошо Крамской и Ге... Книжку мою грозятся выпустить к Октябрьским торжествам. [...]

626. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 7 августа 1940 г.
Многоуважаемый Петр Евгеньевич!
Ваше письмо мною получено своевременно, и я очень благодарю Вас за него. Намерение Н.А.Цыганова побывать у П.Д.Корина своевременно и необходимо. Сейчас П.Д. на отдыхе, у себя в Палехе, вернется он в Москву к средине сентября, о чем я и прошу Вас осведомить Николая Алексеевича. Мысль Ваша соединить воедино мое дореволюционное художество с работами последних лет я приветствую, но думается, что провести Вашу мысль в жизнь при существующих условиях не будет легко и едва ли возможно: Вы встретите в других художниках немалое противодействие. Ваше предложение прислать мне для прочтения вышедшую недавно книжку А.Я.Головина не следует делать потому, что книга эта не сегодня - завтра появится и в Москве, и мы ее прочтем дома. Я очень люблю Головина как тонкого художника (особенно его декорации), высоко ценю его дарование. Но как человек мы все, его товарищи, знали мало, не знал его с этой стороны и я. Замкнутый в себе, он, видимо, избегал близости, и это, конечно, было его право. Я с Головиным провел школьные годы Училища живописи, словом, московский период его деятельности. Отношения наши тогда были хорошими. Позднее, в петербургский период, отношения наши стали безразличными, а позднее, когда я отошел от группы «Мира искусства», встречи наши стали редкими. Завтра я еду за город, так на неделю, мое здоровье неважно, и врачи меня гонят отсюда настойчиво. Не за горами и осень, что-то она принесет нам? Подписка на мою книжку в издательстве Третьяковской галереи, по слухам, идет хорошо. На днях галерея почтила сорокалетие со дня смерти И.И.Левитана особым заседанием, на котором я, по нездоровью, быть не мог.


Дальше »

"Если бы русское общество вернее оценило Нестерова в пору его юности, если бы оно дало ему возможность доразвиться в том направлении, которое было предначертано в его душе, Нестеров был бы цельным и чудным художником. К сожалению, успех толкает его все более и более на скользкий для истинного художника путь официальной церковной живописи и все более удаляет его от того творчества, в котором он, наверное, сумел бы сказать немало дивных и вдохновенных слов. Ведь является же он, рядом с Суриковым, единственным русским художником, хоть отчасти приблизившимся к высоким божественным словам «Идиота» и «Карамазовых»." (А.Н.Бенуа)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru