Часть четвертая
564. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 14 сентября 1935 г.
Пишу вам последнее письмо. Затем 20-го ждите меня. Билет будет взят на десятичасовой вечерний поезд, в мягком вагоне. Со мной будет три вещи. Портрет накатан на широкой скалке. Ничего не буду иметь против, если кто-нибудь меня встретит, ехать придется в автомобиле.
Вчера был Рылов, смотрел, хвалил, завтракал, рассказал весь свой «репертуар». Очень, очень мил...
В городе нет ни Савинского, ни Кругликовой, ни Остроумовой-Лебедевой. Завтра уезжает Ив.П-ч с Сер.Вас. Остаемся мы с хозяйкой В.И., а также Т.Н. и Вл.Ив. 18-го, после завтрака, еду я, а 19-го вечером покидаю здешний край, Невские берега.
Портретом удовлетворен. Устал жестоко, и дело ваше мне создать отдых. Полагаю, я его заслужил... Было бы неплохо, если это письмо придет дня за два-три до приезда, тебе поехать утром в галерею, спросить, готов ли подрамник с рамой, и если да, то попросить раму окрасить в темный (как на Шадре), но не черный цвет (покрыть и заднюю часть рамы), и, заплатив, что следует, рублей 75-80 (возьми с собой 100 руб.), попросить все доставить до моего приезда на Сивцев (кто принесет, дать 5-6 руб. на чай). В уплате тебе дадут расписку. Поняла? (На всякий случай с собой возьми это письмо.)
Сегодня портрет смотрели сотрудники, ученые мужи, остались довольны, сходство больше первого... Теперь надо отдохнуть, хотя погода сырая, хмурая.
Очень хочется показать новинку в Москве.
565. П.Д.КОРИНУ
Москва, 21 сентября 1935 г.
[...] Еще рад тому, что Вы остановились в композиции на внутренности Успенского собора. Куда легче, все ведь писано в мастерской, а не на воздухе...
Портрет привез, жду Вас. Пока что как будто нравится. Во всяком случае сходство больше, чем в первом... Что-то будет?..
Сейчас у меня кое-кто сидит, а мне хочется письмо отправить Вам сегодня...
Будьте здоровы на радость Вас любящих и во славу русского искусства.
566. А.М.ГОРЬКОМУ
Москва, 20 декабря 1935 г.
Глубокоуважаемый Алексей Максимович!
«Литературное наследство» просит меня написать о наших встречах. Я это сделал и, раньше, чем послать написанное в «Литературное наследство», посылаю Вам. Если мое писание ладно, пусть будет так; если нет, сделайте пометки, что не так, исправлю. Если вовсе не так, перечеркните, и делу конец. Ваше решение и будет моей цензурой.
П.Д.Корин предполагает весной, в светлые дни, начать с Вас портрет. Приветствую такое его намерение и думаю, что новый портрет будет лучшим с Вас когда-либо написанным.
1936
567. М.П.КРИСТИ
Москва, 2 марта 1936 г.
Многоуважаемый Михаил Петрович!
Этюд И.Е.Репина, писанный с художника Владимира Карловича Менк (ученика Шишкина) для картины «Иоанн и сын его Иван», сейчас, по полученному мной на днях письму, находится на пути из Киева в Москву, на пути в галерею. Этюд написан Репиным для сына Грозного; вернее, для его носа - ноздри, характерно расширенной у Менка.
Этюд в величину натуры, в том же розовом кафтане, что и на картине.
Принадлежит этюд дочери В.К.Менка - Марии Владимировне Статкевич, адрес ее: Киев, ул. Энгельса, д. 31, кв. 112.
Этюд сейчас несколько попорчен, и я прошу Вас по получении передать его Алекс. Дм. Корину для приведения в порядок.
Жаль, что я по болезни не смогу скоро быть у Вас в галерее и узнать, получили ли Вы мое письмо и как на него откликнулись.
568. Е.А.ПРАХОВОЙ
Москва, 10 марта 1936 г.
Дорогой друг мой!
Благодарю Вас за небольшое, но хорошее письмо Ваше, за сочувствие нашему общему русскому горю: потере Ивана Петровича Павлова.
Я лично в нем потерял хорошо настроенного ко мне человека, горячего собеседника и спорщика. Последнее наше свидание и прощание было с ним особенно дружественно, после поцелуев он, с свойственной ему порывистостью, выскочил на площадку лестницы, крича мне вослед: «до лета, до лета!..» но живым нам уже больше не суждено встречаться!..
Остались Вы довольны московским гостем Н.В.? Он остался Вами и Вашим Врубелем очень доволен...
Я изрядно похворал, теперь отдышался и опять «запрыгал». [...]
P.S. Поклон старо-молодым Праховым.
Дальше » |