На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

564. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 14 сентября 1935 г.
Пишу вам последнее письмо. Затем 20-го ждите меня. Билет будет взят на десятичасовой вечерний поезд, в мягком вагоне. Со мной будет три вещи. Портрет накатан на широкой скалке. Ничего не буду иметь против, если кто-нибудь меня встретит, ехать придется в автомобиле. Вчера был Рылов, смотрел, хвалил, завтракал, рассказал весь свой «репертуар». Очень, очень мил... В городе нет ни Савинского, ни Кругликовой, ни Остроумовой-Лебедевой. Завтра уезжает Ив.П-ч с Сер.Вас. Остаемся мы с хозяйкой В.И., а также Т.Н. и Вл.Ив. 18-го, после завтрака, еду я, а 19-го вечером покидаю здешний край, Невские берега. Портретом удовлетворен. Устал жестоко, и дело ваше мне создать отдых. Полагаю, я его заслужил... Было бы неплохо, если это письмо придет дня за два-три до приезда, тебе поехать утром в галерею, спросить, готов ли подрамник с рамой, и если да, то попросить раму окрасить в темный (как на Шадре), но не черный цвет (покрыть и заднюю часть рамы), и, заплатив, что следует, рублей 75-80 (возьми с собой 100 руб.), попросить все доставить до моего приезда на Сивцев (кто принесет, дать 5-6 руб. на чай). В уплате тебе дадут расписку. Поняла? (На всякий случай с собой возьми это письмо.) Сегодня портрет смотрели сотрудники, ученые мужи, остались довольны, сходство больше первого... Теперь надо отдохнуть, хотя погода сырая, хмурая. Очень хочется показать новинку в Москве.

565. П.Д.КОРИНУ
Москва, 21 сентября 1935 г.
[...] Еще рад тому, что Вы остановились в композиции на внутренности Успенского собора. Куда легче, все ведь писано в мастерской, а не на воздухе... Портрет привез, жду Вас. Пока что как будто нравится. Во всяком случае сходство больше, чем в первом... Что-то будет?.. Сейчас у меня кое-кто сидит, а мне хочется письмо отправить Вам сегодня... Будьте здоровы на радость Вас любящих и во славу русского искусства.

566. А.М.ГОРЬКОМУ
Москва, 20 декабря 1935 г.
Глубокоуважаемый Алексей Максимович!
«Литературное наследство» просит меня написать о наших встречах. Я это сделал и, раньше, чем послать написанное в «Литературное наследство», посылаю Вам. Если мое писание ладно, пусть будет так; если нет, сделайте пометки, что не так, исправлю. Если вовсе не так, перечеркните, и делу конец. Ваше решение и будет моей цензурой. П.Д.Корин предполагает весной, в светлые дни, начать с Вас портрет. Приветствую такое его намерение и думаю, что новый портрет будет лучшим с Вас когда-либо написанным.

1936
567. М.П.КРИСТИ
Москва, 2 марта 1936 г.
Многоуважаемый Михаил Петрович!
Этюд И.Е.Репина, писанный с художника Владимира Карловича Менк (ученика Шишкина) для картины «Иоанн и сын его Иван», сейчас, по полученному мной на днях письму, находится на пути из Киева в Москву, на пути в галерею. Этюд написан Репиным для сына Грозного; вернее, для его носа - ноздри, характерно расширенной у Менка. Этюд в величину натуры, в том же розовом кафтане, что и на картине. Принадлежит этюд дочери В.К.Менка - Марии Владимировне Статкевич, адрес ее: Киев, ул. Энгельса, д. 31, кв. 112. Этюд сейчас несколько попорчен, и я прошу Вас по получении передать его Алекс. Дм. Корину для приведения в порядок. Жаль, что я по болезни не смогу скоро быть у Вас в галерее и узнать, получили ли Вы мое письмо и как на него откликнулись.

568. Е.А.ПРАХОВОЙ
Москва, 10 марта 1936 г.
Дорогой друг мой!
Благодарю Вас за небольшое, но хорошее письмо Ваше, за сочувствие нашему общему русскому горю: потере Ивана Петровича Павлова. Я лично в нем потерял хорошо настроенного ко мне человека, горячего собеседника и спорщика. Последнее наше свидание и прощание было с ним особенно дружественно, после поцелуев он, с свойственной ему порывистостью, выскочил на площадку лестницы, крича мне вослед: «до лета, до лета!..» но живым нам уже больше не суждено встречаться!.. Остались Вы довольны московским гостем Н.В.? Он остался Вами и Вашим Врубелем очень доволен... Я изрядно похворал, теперь отдышался и опять «запрыгал». [...]
P.S. Поклон старо-молодым Праховым.


Дальше »

"Видение отрока Варфоломея" (будущего св. Сергия Радонежского) - одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века. Здесь, что редко бывает у Нестерова, удался ему и тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимися глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение..." (А.Н.Бенуа)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru