Часть четвертая
596. Т.В.САВИНСКОЙ
Москва, 11 сентября 1938 г.
Глубокоуважаемая Татьяна Васильевна!
По возвращении своем домой хотел написать Вам о том, что перед самым отъездом своим в Москву мне удалось поговорить с Аркадием Александровичем Рыловым, просить его дружеского содействия в устройстве выставки Василия Евменьевича. От Аркадия Алексеевича я слышал, что совместная выставка В.Е. и П.П.Чистякова предположена на 39 год. Он, как ученик Василия Евменьевича, обещал свое содействие в этом деле, равно возбудить ходатайство о пенсии Вам. Насколько успешны будут все эти обещания - покажет время.
Мое посещение Вас оставило во мне очень яркое впечатление. Эскизы, что видел я у Вас, - превосходны. Они столь же талантливы, своеобразны и умны, как умен был их автор.
Драма, что произошла когда-то, была следствием ряда обстоятельств: тут и Поленов, и Павел Петрович, и само свойство характера Василия Евменьевича - все это не могло пройти бесследно для столь требовательного к себе, предельно честного художника, каким был Ваш папа.
Ваша, далеко не обычная особа, так тесно связанная с жизнью и деятельностью Вашего родителя, меня всегда глубоко трогала, а на этот раз больше, чем когда-либо. И я так желал бы видеть Вас счастливой не одними воспоминаниями...
Во всяком случае горячо желаю Вам сохранить то, чем я давно привык восхищаться...
Прошу не забывать меня, хотя изредка подавать о себе весточки.
597. В.С.КЕМЕНОВУ
Москва, 10 октября 1938 г.
Многоуважаемый Владимир Семенович!
Я очень сожалею, что мои годы и связанные с этим недомогания не позволяют мне быть на сегодняшнем торжественном собрании, посвященном памяти Исаака Ильича Левитана.
Его выставка, устроенная в Государственной Третьяковской галерее с такой любовью и вниманием, - лучшие «поминки» славному художнику.
Юношеские и молодые годы мои прошли в дружеском общении с ним. Я любил как его самого, так и его искусство. Любил его поэтические, правдивые этюды, любил его «Омут», как что-то пережитое автором и воплощенное им в реальную драматическую форму. Любил его популярную «Владимирку», ценную как по замыслу, так и по выполнению. Эту прекрасную картину смело можно причислить к немногим историческим пейзажам. Во «Владимирке» счастливо сочеталась историческая быль с совершенным законченным мастерством, и эта картина, по-моему, остается одним из самых зрелых созданий художника.
Мне приходилось в моих писаниях об Исааке Ильиче высказывать пожелание не мое только, но и многих почитателей чудесного дарования художника, чтобы его прах был своевременно перенесен в «Некрополь», в Новодевичий монастырь, в соседство к его другу, столь же чудесному художнику-писателю Антону Павловичу Чехову. С этим моим предложением я обращаюсь сегодня, в день, посвященный памяти И.И.Левитана, к тем, от кого такое решение зависит.
598. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 20 октября 1938 г.
Многоуважаемый Петр Евгеньевич!
Вы правы, в Русском музее, в его советском отделе, ничего моего нет. Чем объяснить, что в продолжение более двадцати лет музей, покупая многое, не нашел возможным вспомнить обо мне? «Причины неизвестны», как писалось в прежних газетах. Я охотно пойду навстречу намерению Русского музея, и Вы опять правы: портрету Елизаветы Сергеевны Кругликовой место не в Москве, а у Вас в Ленинграде. Но у нас на пути Закупочная комиссия, а она, в настоящем ее составе, едва ли благоприятствует мне (за исключением, быть может, В.С.Кеменова, еще недавно будто бы говорившего о приобретении портрета Е.С. К-ой). [...]
В конце минувшего августа я был в Ленинграде, был и в Русском музее. На этот раз нашел свои картины хорошо развешанными. Правда, света в угловой комнате не много, но мои картины «тихие», и яркого света им не нужно. Одно могу пожелать, чтобы музей наконец решился выставить «Под благовест» (можно название несколько изменить). Эта картина - одно из наиболее когда-то ценимых моих произведений. [...]
599. А.А.РЫЛОВУ
Москва, 6 ноября 1938 г.
Дорогой Аркадий Александрович!
Только что получил Ваше и одновременно Елизаветы Сергеевны письма. Оба портрета - и ее, и Держинской - уже взяты в галерею, и деньги за них уплачены. Завтра в галерее открывается выставка приобретений за 1938 г., да, оба портрета будут на ней.
Русский музей думал-гадал двадцать один год, а в это время галерея набрала моих вещей довольно. Что тут делать, кто виноват?..
Конечно, окончательное распределение будет сделано Комитетом в свое время, и, быть может, вам, ленинградским художникам, не плохо бы было обратиться со своим желанием иметь портрет Е.С, непосредственно, всем коллективом, в Комитет по делам искусств... Но это, моя, быть может, никчемная мысль: в галерее сидит народ крепкий, сурьезныи и проч. Однако «попытка не пытка»...
Пока что я предлагаю Русскому музею «О.Ю.Шмидта», первый портрет И.П.Павлова, что в Институте экспериментальной медицины (Институт выражает охотно желание уступить оригинал за приличную копию). Наконец, первый портрет проф. Юдина (во время операции). Была бы у музея охота - выбор есть...
А как было бы хорошо посмотреть на выставку Чистякова - Савинского и как полезно для малограмотной молодежи нашей! Дорогой Аркадий Александрович, поратуйте за это благое дело. Авось Вас-то послушают.
Дальше » |