Часть четвертая
533. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ.
14 октября 1933 г., утро, 10 ч.
[...] Вчера был день для меня приятный, утром пошел к Александру, он показал сначала этюды, свежие, яркие, очень тонко написанные, затем показал этюд совершенно неожиданный, не только яркий, красивый, но и широко написанный. Я с удовольствием увидел, что Александр будет и живописец... да, быть может, и какой!
Наконец я увидел и картину, во всех отношениях неожиданную. Она маленькая (на доске), отлично скомпонованная и еще лучше писанная. Тонко-тонко. Фигура Танечки великолепна, похожа, со вкусом, хотя и не с изысканным, а со здоровым, естественным. Больше всего по манере приближается к Федотову (без его, конечно, юмора, типов и проч.), но еще больше это «Корин», совершенно новый художник.
Радость моя была безмерна, я его и целовал, и миловал, и совсем одурел, он тоже был, видимо, растроган, показал мне некоторые итальянские альбомы, они очень интересны. Славный будет художник! Потом много и о многом говорили, и я за него и Танечку сейчас спокоен. Вот какое дело-то!
После пятичасового чая неожиданно пришла «Грабариха» (с Олечкой). Она похудела, помолодела, весела, счастлива, здорова. Пили чай, потом она попросила показать новый портрет. Неожиданно пришла в восторг, просила расцеловать меня, - я не только не был против, но ответил ей не менее искренне тем же. Много наговорила мне приятностей.
Показал я и пейзаж «Задумчивость», - она и им осталась довольна, нашла, что в моих пейзажах большое сродство с Тютчевым (это и Ник.Ив. находил).
На днях жду Игоря, что-то он провещает? Расстались дружески (Олечка играла на рояле).
Вечером сидели дома. Я «мечтал». Сегодня утром - к обедне, после чая - к Сереже, а потом, быть может, к Бордовым с «рапортом» о картине. [...]
534. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Москва, 15 октября 1933 г. 6 ч. вечера
Сейчас был Грабарь, посмотрел, «одобрил» многое, но так как я назвал портрет неконченным, то и он искал тех мест, что не кончены, находил и не находил их. Впечатление все же менее восторженное, чем у мадам и даже Петра Ивановича. Очень хвалил «Задумчивость». Хотел зайти днем, чтобы посмотреть портрет при дневном свете.
Ты, по обыкновению, вскользь упомянула, что в музее и мои там вещи, не того ждал я и ждет всякий автор от тех, кто имеет очи... ну да ладно... Рад, что у Павловых тебя хорошо приняли. Хорошо будет, если ты прокатишься в Колтуши и пойдешь в оперу. Бедняга Турыгин проспал всю долгую жизнь свою (однако в чистой рубашке и на чистой постели). Побывай еще по разу в музее и в Эрмитаже, а если будет хорошая погода, то и в Гатчине. [...]
535. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 24 ноября 1933 г.
[...] Грабарь читал выдержки из его большой монографии о Репине. В письмах, коими она пестрит, много интересного, характерного для эпохи, нами с тобой прожитой (такой интересной, неповторяемой), тот же Грабарь говорит, что он примет участие в дополнительной и окончательной (надолго ли?) «реконструкции» Русского музея. Деятельный, неутомимый малый, при всем вышесказанном он успевает и работать, написал живой, яркий по краскам этюд зимы из окна своей мастерской.
Кстати о мастерской, в ближайшее время П.Д.Корин перебирается со своего чердака в новую огромную с колоссальным окном мастерскую - дом-особняк в несколько комнат с особой усадьбой, на которой зимой будет каток, а летом разбит сад. Там он и предполагает писать свою десятиаршинную картину. Хотел бы я дожить до ее окончания и увидать, какова будет дальнейшая судьба обоих братьев, по всему таких разных. [...]
Работаю я мало, зато читаю запоем. (Да! скоро выйдет большая книга Машковцева об Иванове со включением двухсот недавно найденных, очень интересных, писем) [...]
P.S. Был как-то Е.Лансере с Юоном, смотрели мои «творения», хвалили. Затем я был у Лансере на Казанском вокзале, видел его работы (плафоны, панно) для буфетного зала. Хорошо...
1934
536. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, январь 1934 г.
[...] Порасскажу тебе о своих очередных достижениях, они таковы: «Три старца» приобретены для галереи, о чем как будто тебе доложено. Недавно меня посетила милая молодая дама, невестка М.Горького. Она давно намерена была это сделать. Она, говорю, не только мила, но умненькая, тактичная и очень привлекательная (о чем я знал раньше). Пришлось показать ей многое из того, что было за последние годы сделано. Впечатление от показанного большое, а результаты те, что она приобрела этюд М.Горького, писанный тридцать три года тому назад в Нижнем, и небольшую картинку - «Вечер на Волге».
Сейчас на меня и спрос, и «мода». Желающих видеть мои вещи много, но у меня видеть всех «желающих», мало. [...]
Да! Хорошие панно и плафоны написал Лансере на Казанском вокзале (Щусевском). Лансере - милый талантливый человек. Он у меня стал бывать недавно. Ну, старик, поправляйся.
537. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 1 февраля 1934 г.
Только что послал тебе, Александр Андреевич, письмо на Красную, как получил уведомление Дуни о том, что ты в больнице и что она тебе будет доставлять мои письма туда. Подробностей о ходе твоей болезни нет, да не знаю, и тебе позволяют ли писать, старина...
Во всяком случае поправляйся, не падай духом, ведь ты всю жизнь был молодец...
Быть может, мне удастся собраться к вам раньше предполагаемого времени, и тогда мы с Павлом Дмитриевичем тебя навестим, если не дома, то в больнице.
Все мои желают тебе поскорей поправиться и вернуться в твою «Коммуну» на Красной.
Дальше » |