На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

548. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 21 августа 1934 г.
[...] Вчера, за утренним чайным разговором впервые пришла мне мысль написать с И. П. еще портрет большой, композиционный портрет вместе с Верой Ивановной, - этим двойником Ивана Петровича, о чем я и поведал ему, и, представь, не нашел, чего боялся, - он принципиально согласен, дело осталось за малым: нам обоим 157 лет, и вот тут-то и «заковыка», - что с нами будет через год, будем ли мы оба такими «молодцами», как сейчас, или от нас останется только труха. Сегодня (только что) разговор на тему о портрете продолжался с большими подробностями. Он у меня рисуется сложным, и если ему суждено быть осуществленным, то это будет ладно: ведь я считаю первый лишь этюдом, второй будет полной характеристикой отца и дочери. Дал бы бог дожить и хорошо осуществить эту затею. Уж одно то в этой затее хорошо, что этой мыслью я буду жить, поддерживая в себе угасающий огонь. Ведь старость - вещь серьезная и, как гласит китайская мудрость, «старость есть огонь на сквозном ветру», - вот тут и поди! [...]

549. Е.А.ПРАХОВОЙ
Колтуши, 26 августа 1934 г.
Дорогой и милый друг мой!
Я снова попал в Колтуши, куда меня пригласил Павлов, и я с большой охотой отозвался на это приглашение. Живу я в обстановке, о которой мы хорошо позабыли, комфорт и довольство здесь полные, а любезность хозяев трогает меня. Утренние беседы с Иваном Петровичем интересны, полны жизни и увлекательности, этот знаменитый старик в свои 85 лет еще юн. Ум его светлый, ясный, прямой и благородный, увлекает слушателя, он всегда полон новых наблюдений. Неусыпный анализ жизни в бесчисленных ее проявлениях всегда полон неожиданных новинок. Утренние наши встречи за чаем - часто целью откровения для моего достаточно невежественного разумения. В 72 года я охотно учусь многому, как студент первокурсник. Семья, очень дружная, на этот раз довольно многочисленная, сейчас здесь живет старший сын, профессор-физик, с женой и двумя прелестными, хорошо воспитанными девочками, затем дочь, очень похожая лицом и темпераментом на отца и работающая у него в институте. Тут же и неизменный друг Ивана Петровича - его жена, - умная тактичная старушка 75 лет. В скором времени это общество пополнится вторым сыном с женой, они сейчас путешествуют по Волге. Вот какое мое окружение. Колтуши - небольшое финское селение в 25 верстах от бывшей столицы. Сейчас оно оживлено большим строительством - биологической станции имени И.П. Это целый ученый городок, где идут большие работы по методам знаменитого ученого. Я среди этого мира казался бы большим анахронизмом, если бы И.П. не высказывал с давних пор большого интереса к живописи и мы, художники, не были бы подвержены его ученым наблюдениям. Его выводы из этих наблюдений очень интересны. По его заключениям наша категория людей искусства тоже кое на что годится, и это так приятно, и еще сегодня за завтраком он горячо говорил в нашу пользу. Я здесь пробуду числа до 1 сентября, а затем, осмотрев Эрмитаж и Русский музей, возвращусь в дом свой. Дошли ли до Вас вести о новом моем художественном детище. Оно родилось, можно сказать, столь же неожиданно, как и вдохновенно. Это портрет скульптора (очень даровитого) Иванова-Шадра. Портрет готов, и его очень хвалят, а я этому и рад... Подумайте, - какая беспокойная натура у Вашего престарелого друга. Пора бы и уняться, так нет же!..

550. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 27 августа 1934 г.
[...] Эти дни много рисую с Ив. П. во всех положениях, есть и за работой в саду, кое-что удачно и может пригодиться для портрета. Сейчас, до отъезда, необходимо сделать несколько набросков с Веры Ивановны. Она согласилась мне помочь. Вообще творчество во мне «клокочет», и если бы было время и краски, то портрет можно было начать хоть завтра, - настолько его композиция разработана подробно. К великому сожалению, надо ждать, и ждать целый год, а нам с И.П. едва ли придется дожить до ста лет... едва ли... Погода дивная, был у обедни, в успеньев день пойду опять. Здесь и священник хорош, и служба тоже, напоминают митрополита Алексия... Сегодня подарил Т.Н. набросок с детей. Вс. Ив-ча ждут со дня на день. Это письмо, вероятно, последнее из Колтуш. Время здесь пролетело совершенно незаметно. Я уже и писал тебе, как я здесь прижился, чувствую себя прекрасно, отношения ко мне лучше желать нельзя. Много мечтаю о портрете, - эта главная тема моих дум пока тут еще много препятствий: на будущее лето у И.П. два конгресса, один в Лондоне, другой здесь под его почетным председательством. Вот тут и надо улучить время для написания будущего «шедевра». Хорошо, что обе модели готовы способствовать моим мечтам и их осуществлению. Пока что о портрете никому ни слова... На модели свои взираю сейчас «жадными глазами», вот так бы сейчас взял и написал бы обоих. Неистовый старик. [...]

551. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 28 августа 1934 г.
[...] Со вчерашнего дня начал делать наброски с Веры Ивановны. Лицо интересное, но трудное, а так как в композиции оно необходимо, то и следует все трудности преодолеть. Самая большая «заковыка» - это благополучно дожить до следующего лета и не утратить то, что надо иметь для хороших результатов в портрете: мастерство, свежесть чувства и проч. При малой своей практике до чего очевидно, насколько удобней, покойней и приятней писать портрет со своего брата-художника, как бы он требовательным ни был, его требовательность толковая, «придирки» разумны, а его помощь безмерна, однако нельзя же писать весь остаток жизни с одних художников. И так их написано мной достаточно. [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота. Слева холмы, под ними вьется речка (аксаковская Воря). Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе - капустные малахитовые огороды, справа - золотистая роща. Кое-что изменить, что-то добавить, и фон для моего "Варфоломея" такой, что лучше не выдумать. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством "подлинности", историчности его... Я уверовал так крепко в то, что увидел, что иного и не хотел уже искать..."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru