На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

464. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 6 августа 1928
Здравствуй, Турыгин!
Давно ни тебе, ни от тебя нет вестей. Как застыли оба старика. Приехала Е.П., порассказала кое-что. Мало, но из нее не выжмешь многого. Ну, и за то спасибо. «Дофина» видал, каков? Голиаф! Сейчас на скачках. Какова специальность! Перечитал присланные письма. Интересно, но много ненужного, фривольного. Одно оправдание: когда писалось, не думалось, что Турыгин все копит, да еще и ленточкой перевязывает. Напрасно он не сжег в свое время все это добро. Было бы куды покойнее. Отчитал, да и в печку, а то вот на поди. Думай, возись с этим хламом. А что - ведь сжечь-то и сейчас не поздно. Ну-ка... Только что прочел о Чистякове книжечку Ольги Форш. Хорошо. Дама уловила характер старика. Местами, как живой. Маленько смахивает на Луку, мужика лукавого. А умен, вот как умен. Умен до последних дней жизни. И цену своему уму знал. Прочти Ольгу Форш. Доволен будешь. Мое лето прошло. Кончил свою «больнушку». Нравится... да это мало меня радует: не такова она в натуре. Там - одна музыка, какие «флейты в небесах»! А у меня - жалко... и только... На днях еду в Абрамцево к Северцову. А потом недели через полторы в Мураново. Там попробую переписать на новый холст Н.И.Тютчева. Сестру же его оставлю на старом, напишу лишь новый «тютчевский» фон. [...]

465. П.И.НЕРАДОВСКОМУ
Москва, 8 августа 1928 г.
Дорогой Петр Иванович!
Благодарю Вас за сообщение о том, каким способом удобней и скорей получить отобранные Вами вещи для Уфимского музея. Все, что Вы передали Екатерине Петровне, а также и то, что сообщили в письме ко мне, я изложил сегодня в своем письме к заведующему Уфимского музея Юлию Юлиевичу Блюменталь. Вероятно, он не замедлит поступить так, как Вы рекомендуете. Особенно я был тронут намерением Вашим принести, лично от Вас, в дар Уфимскому] музею вещи покойного Фокина и Теснера, а также намерением Е.М.Боткиной. Благодаря содействиям Русского музея и галереи - Уфимский музей становится, по слухам, одним из лучших провинциальных. Мое лето прошло незаметно. Удалось поработать. Сегодня еду в Абрамцево дней на пять, а потом в Мураново, где останусь на все время, пока не напишу нового (отдельного) портрета с Н.И.Тютчева и не перепишу прошлогоднего - такого незадачливого. Мое писанье о Сурикове Вы получите в ближайшие дни от А.А.Турыгина, которого я попрошу достать это писанье из общего свертка, у него хранящегося, и передать Вам. Так будет удобней и для Вас, и для Е.П., так занятой сейчас. В Москве у нас все по-старому. В галерее, слышно, идет перевеска картин на новые места, в новое помещение. Посмотрим, как удастся гг. Эфросу и Машковцеву осуществить эту, куда нелегкую, задачу. Премудрый «Талейран» избрал себе благую долю, взяв на себя развеску художников почивших, безмолвствующих. Куда похуже обстоит дело у Эфроса... Живые - беспокойный народ! Желаю Вам, Петр Иванович, хорошо отдохнуть. На обратном пути с Кавказа загляните на Сивцев. Благодарю еще за подарок Уфимскому музею - его судьбы близки мне.

466. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 15 августа 1928 г.
Дорогой и любимый наш Сергей Николаевич!
Спасибо Вам за весточку, по обыкновению, бодрую и бодрящую. Нам живется, как и раньше, ни шатко, ни валко. Работаем, похварываем. Так и идут наши дни, не очень яркие, но и не слишком тусклые. Все так себе, на тройку с плюсом, редко на четверку. Собираюсь скоро в Мураново, где думаю выполнить свой план: разъединить несоединимое. Недавно был в Абрамцеве. Там все по-иному, чем было еще недавно. Природа же все так же прекрасна, как и сорок лет назад. И хотя лил дождь, но мы с Алекс. Ник. Северцовым все же много гуляли по берегам Вори. И чего-чего не припоминалось мне на этих прогулках! И далекая молодость, и тот день, когда я в первый раз шел неуверенной стопой по дороге в Абрамцево от Троицы, с «Вифанки», где жил в то лето у старухи Биязихи, готовился к «Приворотному зелью», к «Пустыннику». Четыре десятка лет пролетело с тех пор. Много воды утекло, а все же далекое-былое встало передо мной, как живое. Вспомнился и прекрасный образ Верушки и ее благочестивой, без ханжества, матери. И сам Савва великолепный, шуты и карлы, его окружавшие, - все ушло, все и все спят теперь вечным сном.
Музей меняет свой облик. Дальше и дальше уходит абрамцевский силуэт моих дней. Но все в нем - маленькая комнатка наверху имени Гоголя и побольше имени Ел.Дм.Поленовой. Там еще живой осколок прошлого - Александра Васильевна, старенькая, на пенсии. Многое она помнит из «счастливых дней Аранжуэца», о многом могла бы она порассказать любознательному слушателю. На Ордынке в ближайшем времени должно все измениться до основания. Там будут читаться доклады, лекции. Третьяковская галерея тоже меняет свой вид (который раз). Там идет радикальная перевеска картин: Брюлловы, Левицкие, Флавицкие, а также передвижники будут все наверху. Там же, но в новом помещении, будут В.Васнецов, Суриков и Нестеров. «Мир искусства» и новейшие течения внизу. Строитель новой галереи Щусев очень доволен собой, своим детищем. Готово все будет не раньше октября. Тогда дам Вам подробный отчет. В октябре мечтаю поехать в Гаспру. [...]


Дальше »

Вглядитесь внимательнее в согбенного старичка с неказистой клюкой в немощных руках - «Пустынник». Это первая картина, приобретенная у художника взыскательным ценителем искусства П.М.Третьяковым в свою сокровищницу - Третьяковскую галерею. Это одна из немногих работ художника, где раскрыта во всем великолепии природа родного края. Мы узнаем в ярких деталях пейзажа знакомые берега реки Демы с уральской рябиной, с темными силуэтами редких елей. А сам старец, тихо семенящий вдоль бережка, пригнут тяжестью прожитых лет к земле. Но если внимательней вглядеться в согбенную фигуру человека, то можно заметить: годы могут состарить тело, душа же его в вечном стремлении к высоким идеалам, она молода и окрыленна, непобедима временем. «Зачем я пришел в этот мир? - кажется, спрашивают молодые глаза старца, вопрошает душа Пустынника. - Не затем же, чтоб насытить себя едой, ублажить свою похоть, состариться и отойти в небытие?.. Нет, не за этим природа соединила в себе все живое и в том числе - человека...»



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru