На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

484. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 21 марта 1930 г.
[...] Что сказать Вам о Вашем незадачливом друге... Увы! он дряхлеет, порастает, так сказать, травой забвения. Тут тоже делу не поможешь ничем. Дела его не важны. Автопортрет, взятый Советом галереи для выставки с тем, чтобы после нее он поступил в галерею, по каким-то причинам туда не попал и будто бы вопрос о его покупке не был поставлен на голосование, столь он оказался плох. Такое постановление, якобы единоличное, объясняют еще и тем, что автор не нашел возможным дать на выставку другой портрет - двойной, и тут-де было сведение счетов или, как теперь говорят, «головотяпство». Кто его знает, где зарыта истина. Факт тот, что друг Ваш остался при «пиковом интересе». [...] Выставка Кончаловского «оживила всех собой», как поется в одной старинной песне. Много бодрящего, веселых красок... формы никакой, да и в ней ли счастье. Всего сто двадцать номеров. На одном из самых больших, - четырехаршинном холсте - написано море, по волнам плывет ладья, на ней трое людей кипит котелок с водой, на корме стоит беленькая чайная чашка, на ней аленький цветочек, он светит и играет на четырехаршинном полотне. Глядя на этот маленький цветочек сердце радуется. Вы скептически заметите, что цветочка Вам мало... а я скажу, что и малым надо быть довольным, и Вы со мной согласитесь. В каждой картине Петра Петровича есть где-нибудь это малое, и воздадим ему за него хвалу. Братья Корины благодарят за привет и память. Ваш друг просит поблагодарить Вас за Ваши неожиданные «экскурсы» в область давно прошедшего, где когда-то и кто-то про него сказал доброе слово. Это его утешает, поддерживает гаснущий дух. Он ценит любовь Вашу к нему, и сам Вас нежно любит, шлет Вам его поклон и проч. Какое милое, живое письмо написала Ирина. Какой она молодец!
Наш привет, пожелание доброго здоровья Вам обоим.

485. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 21 марта 1930 г.
[...] Ты пишешь о реставрации моей картины. Я слышал об этом давно-давно от П.И. И мне помнится, что он говорил об окончании ее, а не о начале. Но это неважно, над нами не каплет... Благодарю А.И.Кудрявцева за его доброе намерение приложить свои знания и силы к этому делу. Передай ему при случае мой привет. И ты ему тоже ни в каком случае не говори, что мне известно, когда заделывает хороший реставратор, то он искусно заполняет только белые места, а сами художники начинают бесцеремонно переписывать по целому. (Пример - Репин, Нестеров и др.) Не говори ему, что я и не собираюсь уподобиться этим злополучным и самонадеянным господам - и буду рад, если А.И.Кудрявцев единолично доведет свое дело до конца. [...]

486. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 16 апреля 1930 г.
[...] Скуки ради надумал написать портрет (двойной) с братьев Кориных. Оба, каждый по-своему, интересны. Один в стиле итальянцев Возрождения, другой - в стиле ультрарусском. Не то Ян Усмович, не то Микула Селя-нинович. Что-то крепкое, на чем, может быть, вырастет иное, чем то, что породило Обломовых. Оба брата - художники, оба - мастера своего дела, и их запечатлеть остатками сил хотелось бы. На фоминой возьмусь за дело. А как трудно - и сказать нельзя (особенно Александр). Ведь знаешь, несмотря на сорокалетний опыт, у меня не было никогда самоуверенности, даже образа я боялся начинать. А картины, портреты - тем больше... Как школьник. Напиши, когда откроется и когда кончится выставка «Война»? И что будет дальше? Новая «реконструкция» или что? Что же с выставкой Чистякова? еще на год отложили.

487. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 17 апреля 1930 г.
[...] Перейду к Вашему молчаливому другу. Хотя он и киснет, но искра жизни где-то еще, очевидно, в нем теплится. Хвастается, что не сегодня-завтра начнет писать двойной портрет с братьев Кориных. Я говорю ему, что трудная тема, он свое - «ну так что же, что трудная, зато интересная». Один ему кажется каким-то итальянцем времен Возрождения, другой - русак-владимирец с повадкой Микулы Селяниновича, с такими крупными кудрями... Оба брата даровиты, оба выйдут в люди... Подумайте, разве тут какие резоны помогут. «Хочу» и больше ничего. И я махнул рукой, пусть пишет. Среди нас не стало Маяковского... да, не везет русским поэтам! Не первого его унесла пуля в небытие... А весна идет, молодая жизнь вступает в свои права... Да здравствует жизнь! не так ли, дорогой друг?

488. П.И.НЕРАДОВСКОМУ
Москва, 29 мая 1930 г.
Глубокоуважаемый Петр Иванович!
Ваше письмо я получил в Муранове, где прогостил неделю и сегодня вернулся к себе на Сивцев. Благодарю Вас от всей души, как за хлопоты, так и за сообщение о И.П.Павлове. Его согласие позировать для портрета, само по себе ценное, усугубляется предложением И.П. поселиться у него на даче на время работы. Это устраивает меня как нельзя лучше. Я надеюсь выехать из Москвы 7-го вечером и на другой день быть как у Вас в музее, так и у Павлова, которого о дне своего приезда уведомлю на днях письмом. [...]


Дальше »

"Что за вздор, когда говорили, что Нестеров какой-то тип блаженного, поющего псалмы и т. д. - Это господин весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой... и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах; менее всего монах. - Запад знает не особенно подробно - но, что знает, знает хорошо, глубоко и крайне независимо. Хорошо изучил по русским и иностранным памятникам свое дело, т. е. византийскую богомазы - Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. - Говорит мало, но метко, иногда зло; - иногда очень широко и глубоко обхватывает предмет. - За чаем мы начали передавать кое-какие художественные сплетни: он переполошился: "Что ж, господа, соберется русский человек - и сейчас пойдут пересуды!" Что не помешало ему вскоре присоединиться к пересудам и даже превзойти всех злобностью и меткостью. - Говоря о древних памятниках России, очень и очень искренне умилился, пришел в восторг, развернулся. - Я думаю, это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но с червем сомнения, подтачивающим ее. Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало ему веру? Или он сам слишком много "думал" о Боге? А это в наше время опасно для веры! Он ничего не говорил об этом всем - но кое-какие слова, в связи с впечатлением, произведенным на меня его картиной, нарисовали как-то нечаянно для меня самого такой портрет его во мне. Он борется - с чем? не знаю! быть может, он вдобавок и честолюбив. - В Мюнхен послать не захотел: "Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!" - "Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! напротив того, я слышу смех и издевательство", - говорю я. "Эка беда, как будто бы успех в публике для художника - не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека - а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский ..." (Бенуа А.Н.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru