Часть четвертая
538. С.В.МАЛЮТИНУ
Москва, 11 апреля 1934 г.
Дорогой Сергей Васильевич!
Сегодня Ваш большой день: семьдесят пять лет жизни, из них пятьдесят лет служения родному художеству, пятьдесят долгих лет неустанного творчества, огромный его диапазон, яркость, плодовитость его, и все это в пору величайшего расцвета русского искусства, в пору Сурикова, Репина, Виктора Васнецова, целого сонма талантливых собратий. Среди них быть одним из первых - какое глубокое, полное удовлетворение! Я со школьных лет восхищаюсь Вашим дивным даром - живописца, фантаста, приветствую Вашу почетную старость, Вашу творческую бодрость, желаю Вам долгих лет радостного творчества.
539. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 2 июня 1934 г.
Вчера с утра и до ночи вспоминал вас, особенно тебя, моя дочка, мне недоставало. Утро началось присылкой из Горок от Над.Ал. великолепного букета огненных маков с приложением поздравления. Затем пошло дело «крещендо», не дали и поспать после обеда, - пришел артист театра Вахтангова Русланов с розами. Пирогов ни 31, ни вчера петь не мог: 31 был вызван петь в высоком учреждении, а вчера неожиданно назначен был петь Мельника в «Русалке». Теперь неведомо, когда соберется, очень сконфужен, а я огорчен. Народу было, как всегда в этот день, было тесно. Орочко принесла великолепный букет пионов, а роз было без конца, как никогда, - были лилии, ландыши же и проч. - не в счет. [...]
Сегодня получил извещение из Третьяковской галереи, что 4-го будет у меня их комиссия, для того чтобы кончить дело с покупкой коринского портрета, - посмотрим. О его приобретении было уже что-то в газетах. [...]
540. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 8 июня 1934 г.
Здравствуй, Верушка, и ты, старушка, здравствуй!
Вот кончились и все «торжества». Народу в том и другом случае было много, было шумно, весело. 5-го пел Кузьмич (хорошо) и играла Юдина - превосходно. Играла Бородина («Перезвон») и Бетховена («Лунная соната»). Из новых еще были супруги Шадры (скульпторы) и еще кое-кто.
Не было (опять) «Ваничек», не было и «Сережек».
Думаю попробовать начать портрет с Шадра (Иванов-Шадр).
На другой день - 6-го были с Грабарем супруги Жю-Пэон (китайский художник с женой). Они «европейцы», жили долго в Париже, отлично образованы и одеты. Она красива и мила. Искусство мое очень понравилось (они оба мои почитатели). Он сказал, что «Европа сейчас не имеет такого портретиста». «Если не врет, то правда», - скажу я.
Вчера вечером с Кориными были в Пушкине у Кузьмича - пел и отлично поужинали там, вернулись поздно. Сегодня приглашены на юбилей к акад. Зелинскому - пойду на парадное заседание, а на банкет не пойду: начало в 11 ч. веч. [...]
Писем получил много - чудесное от Павловых и Лели Праховой.
Погода у нас переменчивая, то холод, то тепло и солнышко, как сегодня.
Работаю пока мало, но уже «руки чешутся» на новый портрет. Сейчас иду смотреть портрет, написанный Грабарем с китаянки. [...]
541. Н.П.УЛЬЯНОВУ
Москва, 9 июня 1934 г.
Дорогой Николай Павлович!
Одно из самых дорогих приветствий с пятидесятилетием моей художественной деятельности было Ваше приветствие. 1) Потому что Вас я всегда считал истинным художником, а их ведь так мало. 2) Еще потому, что Вы меня побаловали, причислив к тем людям эпохи, когда художество у нас ценилось само по себе. Видел Ваш прекрасный эскиз «Пушкин на балу». Вы непременно с него напишите картину: о Пушкине в живописи сказано мало и не очень удачно...
542. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 23 июня 1934 г.
[...] Третьего дня у меня был хороший день, был в галерее, и при мне повесили мои вещи - повесили отлично, самый придирчивый из нас остался бы доволен.
Висят они в нижнем зале (Советское искусство), рядом с «Максимом Горьким» Павла Корина, слева, все вместе - «Корины» и автопортрет, над ними - Виктор Михайлович. Общая гамма - благородная, темная, «эрмитажная». Слабее других автопортрет, и все же неплох. В других залах выставлен и малютинский портрет с меня - отличный «монстр»...
Наверху прекрасно размещен ранний Нестеров. Пришел домой довольный, ходил целый день «задравши нос». На другой день «прошло»; прислали из галереи деньги. [...]
543. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 29 июня 1934 г.
[...] Завтра, 30-го, я начинаю работать портрет с Иванова-Шадра (скульптор) в мастерской Александра Корина, который уезжает в Палех. Модель интересная, физиономия и «повадка» в характере Шаляпина... Позировать согласился с удовольствием (мечтал-де об этом). Посмотрим, что выйдет. Заранее волнуюсь, едва ли буду хорошо спать и прочее, что обычно сопутствует такие дни. [...]
544. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 5 июля 1934 г.
[...] Портрет пишу с удовольствием. Голова написана, похожа, и модель в восторге, вчера мы с ним простояли около 8 часов па ногах! я скакал около мольберта, а он позировал. За это время, может, один час ушел на обед (дома).
Работаю у Корина-младшего (он уехал в Палех). Там когда-то работал Коненков, работал Нестеров, и он снова там. До своего отъезда надеюсь фигуру кончить, весь же портрет кончу по возвращении из Ярославля. Вот какие дела-то. [...]
Дальше » |