На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

1877
1. РОДНЫМ
Москва, 6 февраля 1877 г.
Милые папаша и мамаша, Саша, я, слава богу, здоров, что и вам от души желаю. Учение у нас начнется 9 февраля, сегодня я спал до 11 часов, вчера был театр, после которого танцевали до 3 часов. Было очень весело, было около семидесяти пяти человек гостей, сошло великолепно. Нам блинов давали сколько хочешь. Я первый день съел восемь, 2-й - одиннадцать, 3-й - четырнадцать. Я рисовал папашу с карточки в увеличенном виде, вышло не очень хорошо, потом татарина, тот хорошо. Всего масляными еще рисовал три картины. Может быть, буду рисовать большую картину, которая у К.П. в приемной. Вы, может быть, заметили девушку, зажигающую свечу, так ее или государя. В последних числах января на задах у нас был пожар так, что часть Бутенопа загоралась. Мы не спали до 2 часов ночи. Я все нужные ваши деньги взял, но все, слава богу, прошло. Я недавно нарисовал картину и получил 1 руб.
Кланяйтесь всем. Писать больше нечего.

1884
2. Н.А.КАСАТКИНУ
Лукасино, 9 июля 1884 г.
Любезный Николай Алексеевич!
Не знаю, передал ли Вам Гриб мое скорбное послание, в котором я прошу Вас снабдить меня через него, Гриба, рублями десятью денег, так как слова Ваши оказались более чем действительными. Повторяю Вам, что здесь не только не интересно, но даже для меня оставаться и вредно во всех отношениях. Ввиду чего я оканчиваю доски Мецлю и, заполучив прогоны, не замедлю возвратиться в Белокаменную, с тем чтобы продолжить свой путь до Уфы. Сделанными набросками для иллюстрации к «Братьям Карамазовым» доволен, кроме того написал портрет, который могу причислить к удачным из моих портретов, писанных мною раньше. [...]

1887
3. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 7 февраля 1887 г.
Наконец-то я собрался с тобой побеседовать. Начну с того, что опишу тебе насколько возможно разборчиво и кратко свое житье-бытье за последнее время. По возвращении своем из Питера я нашел здесь одно худо, вещь свою я не продал, и не продал потому только, что не было дурака, который бы купил ее. Как видишь, все очень просто, тем не менее из этого «просто» вышло то, что я теперь опять надел на себя хомут и без устали строчу разный хлам, именуемый иллюстрациями. Хотя этого добра и много, и оплачивается не худо, но от всего этого ни чуточки не легче. Хочется творить, творить и творить, а тут на поди! Грусть одна. Ну, наплевать! Не будем останавливаться на грусти. Поищем чего-нибудь светлей и хорошего. А что может быть лучше надежды, этой утешительницы в скорбях. Да! Если бы, брат, не было надежды, то и ты бы не был такой бутончик, а был селедка маринованная, как твой покорный слуга. Итак, да здравствует надежда!!! Не больше как через месяца полтора ты, как и многие другие счастливые смертные, увидят чудо искусства. Ты думаешь, я хочу сказать про картину Сурикова «Боярыня Морозова»? - ошибаешься, хотя правда и то, что слова Поленова о вышесказанной картине позволяют ее считать чудом: привожу эти слова во всей их неприкосновенности: «Я видел много у нас и на Западе сильных вещей, но драматичней того, что я увидел на картине Сурикова - я не видал!» Ты теперь будешь думать, что я хочу сказать про картину Поленова «Грешница», которую тоже превозносят до небес за ее краски. Нет, нет и нет: вы увидите «Государевых челобитчиков», чудную вещь, принадлежащую кисти молодого художника, уроженца города Уфы Нестерова. Да! Она будет выставлена на Морской на премию имени Гаевского, а скромный автор ее будет томиться той же надеждой (хотя вернее всего - несбыточной) где-то в Москве, в одиночестве и забвении.
Ну, довольно ерунды, право, я решил еще раз попытать счастья и прислать свою картину к вам, а тебя попрошу, когда ты ее увидишь, написать мне о ней свое мнение. Между прочим, я значительно ее переделал. Недавно получил первый гонорар из «Нивы». Сам я, вероятно, не поеду в Питер до весны. Насчет лета тоже неизвестно.
Сделал два эскиза: «Иван-царевич везет жар-птицу» и «Царь-девицу» - хвалят.
Скучища смертная, хожу в театр, преимущественно в малороссийский. Приезжай в Москву на недельку, у меня остановишься. Побываем у Третьякова, в Румянцевском и т.п. Право. Не хочешь, как хочешь.


Дальше »

"Видение отрока Варфоломея" (будущего св. Сергия Радонежского) - одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века. Здесь, что редко бывает у Нестерова, удался ему и тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимися глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение..." (А.Н.Бенуа)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru