На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

59. Е.Г.МАМОНТОВОЙ
Киев, 18 декабря 1890 г.
Глубокоуважаемая Елизавета Григорьевна!
Позвольте поздравить Вас с наступающим праздником и Новым годом и пожелать Вам всего лучшего. Дела мои в Киеве принимают все более и более определенное положение: недавно комитет утвердил второй мой эскиз «Воскресение Христово», в настоящее время подписан уже и контракт, и я теперь обязан в шесть месяцев сделать две картины: «Рождество» и «Воскресение Христово» в северном и южном приделах на хорах. При представлении мною второго эскиза комитет включил в неприятную для меня обязанность уничтожить в композиции ангела, для меня же этот ангел был самым приятным и симпатичным местом. Виктор Михайлович разделяет это мое мнение и ратует за меня сильно. Не говоря о прямой выгоде и важности его для цельности и интереса картины, но решение отца протоиерея Лебединцева есть закон и не для меня одного: Виктор Михайлович немало попортил крови от сего непреклонного блюстителя православия. Но так или иначе, формальная сторона с комитетом кончена. В настоящее время я уже начал «Рождество» на стене красками [...] Время от времени получаю кое-какие новости из Москвы, слышали и об успехе москвичей на конкурсе и порадовались за земляков.

60. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, 19 декабря 1890 г.
[...] Теперь я уже работаю «Рождество» на стене красками. Композиция картины выдержана в характере легендарных изображений на эти сюжеты, в них я пытался совместить торжественность сцены с поэтической трогательностью ее. Работаю я охотно настолько, насколько это возможно по отношению к заказному сюжету... Если бы мне удалось внести в мой труд долю искренности, я бы не раскаивался в том, что принял этот заказ. [...]

1891
61. РОДНЫМ
Киев, 15 января 1891 г.
Дорогие папа, мама и Саша!
Вчера я получил два письма из Уфы. Одно от вас (строгое), другое от Ивановых, очень приветливое и сердечное. Отвечать им буду вскоре, пока же поклонитесь от меня. Нового за это время случилось немного. В воскресенье был я в Кирилловском монастыре (XII века). Его реставрировал года три-четыре тому Прахов. Там между другими художниками есть работы Врубеля (четыре образа в иконостасе). Писал он их в Венеции под впечатлением старинных мастеров и приложил к этому свой удивительный талант, и вышло нечто, от чего могут глаза разгореться. Особенно хороша местная икона богоматери, не говоря уже про то, что она необыкновенно оригинально взята, симпатична, но главное - это чудная, строгая гармония линий и красок. [...]

62. РОДНЫМ
Киев, 22 января 1891 г.
Дорогие папа, мама и Саша!
Вчера я получил от вас письмо и отвечаю на него. На днях пришла Передвижная выставка, и я свиделся с своим «Варфоломеем», и нужно сказать, что свидание это было не из нежных. Я нашел «его» подурневшим, похудевшим, словом, настолько не таким, как того хотел бы, что думаю, сразу сам и подурнел, и постарел лет на двадцать. Убитый пришел к В.М.Васнецову, который не знал, как и утешить меня. Его и то ввел в отчаяние. На другой день я видел картину уже в раме и на месте, и первое невыгодное впечатление сгладилось немного. Сегодня же (вторник) зашел на выставку (она откроется завтра), чтобы переписать фамилию, которую сделал меньше и благороднее. Там нашел Кузнецова и Терещенко, который расхвалил картину, в двадцатый раз пригласил к себе, просил позволения видеть «Рождество». Все ему обещано в свое время. Выхожу с подъезда (выставка в университете св. Владимира) - встречаю В.М.Васнецова, идущего туда. Условились через час видеться в соборе, где у меня сняты теперь леса, и сегодня я решил показать Васнецову (и только) «Рождество». Работы осталось дней на десять (не написана лежачая фигура, земля и барашки). С трепетом ждал прихода главного своего судьи. Наконец, он пришел и утешил меня. Божится, что моя лучшая вещь на выставке, потом Дубовской, Серов, Репин. Богданов-Бельский не понравился. Он ждал по крикам лучшего. Мальчик хорош, но, по его словам, в картине нет творчества и, за исключением мальчика, все напоминает В.Маковского и Максимова. Но Васнецов согласен, что Богданов-Вельский еще долго будет мне солить на выставках своим успехом, но этим смущаться не следует и т.д. «Рождество» (было уже темно) В.М. тоже понравилось. «Богородица» хороша, и весь тон симпатичен. Всему этому я очень рад. Прахов на днях прислал две телеграммы, где просит немедленно выслать Васнецова и меня несколько экземпляров фотографий, а также мое «Воскресение» (эскиз) и три последних эскиза Виктора Михайловича. Прахов просит на собор еще 442 тысячи, но ему не дают, и вот нас выдвигает он в виде резервов, что-то будет? Е.Г.Мамонтовой эскиз «Рождества» нравится, и она цросила купить ей один экземпляр фотографии, но я решил ей послать в виде подарка. Кузнецов на днях начнет писать большой портрет с Васнецова, в блузе и в фоне одна из его соборных картин. Должно быть очень интересно. Сегодня получил огромное письмо от Светославской с описанием выставок. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru