На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

Вот передо мной поэтические образы святых мучеников Бориса и Глеба, нужно быть лишь беспристрастным, чтоб видеть в этих спокойных юношах подвижников правды божией и мучеников за нее. Они стильны, но стиль их лишь способствует возвышению настроения моего сердца, они благообразны, как благообразно само добро. Как не поблагодарить Льва Николаевича Толстого, взявшего темой для своего прекрасного рассказа «Три старца» древний пролог, где с такой наивностью и глубиной изображены, по-видимому, немудрые старцы, их молитвы не были красноречивы и многоглаголевы, но дышали они искренней верой - и старцы спаслись. Глядя на простое, но искреннее (художественное, равно божеское) творчество В.М.Васнецова, мне приходит в голову, что не подобен ли он этим благочестивым старцам? Отражая образы наших преславных святителей - лучшие идеалы православия и знакомя в образах с ними других, с ясной простотой и возвышенной верой в них, не делает ли он этим угодное богу?.. Раньше чем описывать Вам, как я избежал ожидаемой операции, скажу Вам еще несколько слов о старцах. Будучи в госпитале я сделал эскиз к рассказу Л.Н.Толстого «Три старца» акварелью, на досуге думаю увеличить его для Третьякова, оригинал, же пришлю Вам, благо он кое-кому нравится. [...]

55. РОДНЫМ
Киев, 15 октября 1890 г.
Дорогие папа, мама и Саша!
На этой неделе должно многое выясниться. Эскизы «Рождество Христово» и «Воскресение» готовы, были у меня В.М.Васнецов и Прахов, тому и другому эскизы нравятся, и Прахов говорит, что почти наверное, что оба будут утверждены, и если будут замечания, то незначительные. На этой неделе будет собрана комиссия, которая и увидит их. Прахову, видимо, я нужен, и Васнецов говорит, что без меня Прахову не устроиться, что я более чем кто ему подхожу. За Сведомского Прахову достается изрядно, хотя Сведомский сработал хорошо, но слишком реально, мало в его работах того, что есть у Васнецова, про меня же именно думают, что я более буду гармоничен с последним. Я лично могу сказать, что если в моих эскизах и нет большой оригинальности и, может быть, Врубель и Серов сделали бы интереснее, но все же в них есть интимность в одном и поэтическая торжественность в другом. Я не говорю, как В.М.Васнецову хочется, чтобы я получил этот заказ, он старается сильно. Ему кажется, что я более чем кто-либо могу назваться его учеником или последователем, он никому бы не доверил с такой охотой своих эскизов, как мне. Недавно он подарил мне фотографию с «Каменного века», «Слова о полку Игореве» и «Богоматери». Вообще, дружба наша с ним, кажется, искренняя. Жена его тоже ко мне очень внимательна. Бываю я у них чуть не каждый день, а если не прихожу дня два, то это уж считается, что я их «забыл совсем». У Прахова бываю тоже довольно часто. Он да и вся семья пока очень за мной ухаживают. На днях я был с визитом у вице-губернатора. Принял любезно. Сегодня Прахов просит, чтобы я съездил к остальным, из них самый неприятный визит - это к настоятелю Софийского собора Лебединцеву - самому главному злодею художников, украинофилу и врагу всего, что идет из Москвы. Недавно из Саратова получил два письма, в первом уведомляют, что картина получена и повешена удобно, и извещается, что в скором времени мне город выразит свою благодарность, в другом же просят меня дать «биографические сведения обо мне и моей деятельности» для внесения в печатный каталог музея. [...] С завтра (вторник, 16 октября) начну в соборе помогать Васнецову.
Первые работы мои будут «Мученики Борис и Глеб». На колоннах фигуры по четыре аршина. Затем будет «Нестор летописец» и «Святой Алимпий» (живописец). И если утвердят самостоятельные эскизы, то этими четырьмя фигурами придется закончить помощь Васнецову, а то до весны не управишься. В следующем письме напишу о результатах комиссии. [...]

56. РОДНЫМ
Киев, 21 октября 1890 г.
Дорогие папа, мама и Саша!
Вчера было заседание комиссии, и она утвердила мое «Рождество» с небольшими изменениями (другие ясли, цвет одной одежды). «Воскресение» же придется вновь переделать, хотя последнее Васнецову и Прахову нравилось больше «Рождества». Нужно им (попам), чтобы Христос был лишь несколько прикрыт саваном, а не в хитоне, то есть так, как делают немцы, а не греки. Разозлился я вчера порядком, ну да, может быть, еще попробую, тем более что комиссия уполномочила Прахова войти со мной в соглашение на счет остальной работы на хорах. На это с иконостасами (двумя) ассигновано 12,5 тысяч, работу нужно сдать к январю 1893 года. Прахов так и вьется около меня, предлагает разные варианты, как например: взять на себя все работы на хорах, кроме иконостасов (восемь святителей на колоннах), два купола (небольшие), два потолка (тоже небольшие) и две запрестольные картины («Рождество» и «Воскресение»), за все это 4,5 тысячи. Я же ему с первых слов заявил, что ничего не скажу решительного до тех пор, пока не испробую сил своих, то есть пока не напишу «Рождество». Если оно мне удастся - то может быть, если же нет, то я буду лишь бельмом у комиссии. Это говорено было в соборе. Вечером же Прахов, зная, что я у Васнецова, прилетел туда с теми же предложениями. Здесь снова я повторил свое решение, предоставляя Прахову сдавать работу по его усмотрению, но что я не могу заключить контракта ни на что, кроме «Рождества». На что он в конце концов и согласился. «Рождество» я берусь написать в пять месяцев (конечно, буду здоров - напишу в три) за 1200 руб. Эта сумма очень дешевая, судя по размеру картины (6 арш. вышины и 4 длины), но не дороже брали и Сведомский с Котарбинским, это верно.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru