На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

108. РОДНЫМ
Сицилия, Палермо. 17 июля 1893 г.
Дорогие папа, мама и Саша.
Пишу вам последнее письмо из Палермо.
За эти дни был в Чефалу, где видел все, что надо. Собор большой с остатками мозаических изображений в апсиде (алтаре). Содержится собор плохо, грязно и не ремонтируется, все разрушается постепенно. Город Чефалу маленький, что-то вроде Стерлитамака. [...] В Палермо время прошло за посещением Падатинской капеллы, которую я осмотрел внимательно, по нескольку часов бывая там. Что следует - зачертил и купил фотографических снимков с больших, интересных изображений, как в капелле, так и в Монреале. Кроме того, написал два недурных этюда, один в серый день, что здесь редкость, это было вчера, шел даже дождь.

109. А.В.НЕСТЕРОВОЙ
Рим, 19 июля 1893 г.
Дорогая Саша!
Вот я и опять в «Вечном» городе. Сегодня около двух часов дня увидел купол св. Петра, возвышающийся над Римом, как великан перед пигмеями. Утром рано увидали Везувий, Неаполь. Я решил проехать Неаполь мимо, так как там дела для меня нет, а развлекаться некогда, и в тот же день, как я сказал, был в Риме, отыскал рекомендованный Павловским отель «Мария Розаде» (Via Aurora) и расположился в небольшой комнате с прекрасным видом на окрестности Рима (Кампанья). Выспавшись после дороги и узнав, что профессора Айналова еще нет дома, я пошел на почту, где и нашел два ваши письма, одно из Афин, другое римское. Спасибо вам за них. Олюшку благодарю за заграничный рисунок и за письмо. Рад, что вы здоровы. Пишите теперь в Равенну - до 15-го буду, там, до 20-го буду в Венеции (Ravenna, Venezia, как писать). Почту нашел скоро, прошел по Via Corso, все так же, только почище, чем раньше, возвращался домой через Via Sistina, зашел в тот дом, где жил. Русские все уехали отдыхать в Кампанию, зашел в ресторан «Чезаре». Сам сеньор Чезаре постарел, поседел. Возвратившись домой, я познакомился с профессором Казанского университета Айналовым, который здесь, как и по всей Европе, изучает то же, что и я, - мозаики и вообще древнехристианское искусство. К нему у меня была карточка от Павловского. С Айналовым поговорили, благо есть о чем. Он мне будет очень полезен. Он Рим с этой стороны знает обстоятельно. С ним условились вместе обедать у Чезаре (Via Sistina и Via Aurora рядом почти). Завтра с утра начну с Сан-Джовании ин Латерано - дела будет довольно. [...]

110. М.М.НЕСТЕРОВОЙ
Рим, 22 июля 1893 г.
[...] Теперь наслаждаюсь римским воздухом, он, как и сам Рим и римлянки, в этот раз особенно мне нравится, думаю, жаль будет и расставаться. С утра усердно посещаю церкви и музеи. Вчера был в Ватикане, вспомнил опять то, чем наслаждался четыре года тому, любовался на Рафаэля, на лучшие его работы, писанные им в самый его расцвет от 25-28 лет. Был вчера же в Санта-Мария Маджоре, там мозаики IV века, чудные, еще не виданные мною по краскам. Третьего дня был в музее и соборе Сан-Джованни ин Латерано, в музее много фресок из катакомб. Потом зашел в небольшую церковь Санти Куатро Коронати (четырех мучеников-художников, казненных за то, что они отказались расписывать идолов). Там фрески из истории Константина. Сегодня тоже намерен побывать в двух-трех интересных местах. Даже во время отдыха работаю с фотографиями Айналова, снятыми им в Париже со знаменитой парижской Библии. Айналов, узнавши, что я тот самый, который написал «Отрочество Сергия», оказался большим моим почитателем, и мы теперь все свободное время проводим в разговорах, он мне многое поясняет, и, словом, это знакомство в Риме для меня клад. Он еще молодой человек лет 35-36-ти, в направлении и даже в симпатиях наших много общего (даже чай оба любим пить и пьем его здесь у милейшей старухи Марии Розады, у которой за ее 20 лет содержания пансиона для приезжающих перебывало нашего брата очень и очень достаточно... [...]

111. А.А.ТУРЫГИНУ
Рим, 26 июля 1893 г.
Здравствуй, Александр Андреевич, вот тебе небольшой отчет о римских своих впечатлениях: здесь я вторую неделю и успел бегло осмотреть все, что значилось в моей программе по моей специальности. Лучшее из виденного - это, несомненно, мозаики двух близко отстоявших одна от другой церквей - Санта-Мария Маджоре (Мария в снегу) и Санта-Пуденциана, обе они ранней эпохи христианства (IV века), в первой из них, более великолепной (одной из блестящих базилик Рима), сохранилась, кроме апсиды, еще серия мозаик из библейской истории, чудных по колориту, такого подбора цветов, их гармонической комбинации мне еще не удалось видеть. Они напоминают мне - и служат как бы прототипом в смысле красок - живопись Веронезе и Тициана. Кроме того, мозаика в с. Пуденциане важна как единственный исторический документ, дошедший до нас, о Иерусалиме время Константина Великого и о том кресте, который воздвиг этот император на Голгофе.


Дальше »

"Что за вздор, когда говорили, что Нестеров какой-то тип блаженного, поющего псалмы и т. д. - Это господин весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой... и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах; менее всего монах. - Запад знает не особенно подробно - но, что знает, знает хорошо, глубоко и крайне независимо. Хорошо изучил по русским и иностранным памятникам свое дело, т. е. византийскую богомазы - Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. - Говорит мало, но метко, иногда зло; - иногда очень широко и глубоко обхватывает предмет. - За чаем мы начали передавать кое-какие художественные сплетни: он переполошился: "Что ж, господа, соберется русский человек - и сейчас пойдут пересуды!" Что не помешало ему вскоре присоединиться к пересудам и даже превзойти всех злобностью и меткостью. - Говоря о древних памятниках России, очень и очень искренне умилился, пришел в восторг, развернулся. - Я думаю, это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но с червем сомнения, подтачивающим ее. Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало ему веру? Или он сам слишком много "думал" о Боге? А это в наше время опасно для веры! Он ничего не говорил об этом всем - но кое-какие слова, в связи с впечатлением, произведенным на меня его картиной, нарисовали как-то нечаянно для меня самого такой портрет его во мне. Он борется - с чем? не знаю! быть может, он вдобавок и честолюбив. - В Мюнхен послать не захотел: "Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!" - "Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! напротив того, я слышу смех и издевательство", - говорю я. "Эка беда, как будто бы успех в публике для художника - не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека - а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский ..." (Бенуа А.Н.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru