На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

104. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 9 мая 1893 г.
Пишу тебе, Александр Андреевич, пользуясь праздником и дурной погодой. Выйдет ли письмо занимательным - не знаю. В твоем последнем письме есть много замечаний, на которые можно бы говорить пространно, но неудобство переписки и неуменье вести таковую заставляют отложить эти разговоры до личного свидания, которое едва ли состоится скоро, конечно, если не произойдет чего-либо необычайного (вроде поездки твоей в Киев и т.п.)... Я же в ваш Питер теперь попаду через год или два - не раньше. Недавно комитет сделал предложение мне: исполнить образа в два иконостаса (диаконика и жертвенника). Это последняя живописная работа в храме. Она очень ответственная по своему видному положению (внизу) и по соседству с главным иконостасом, исполнением которого занят В.М.Васнецов. Я гляжу на эту работу серьезно и постараюсь отнестись к ней со всей искренностью и простотой художественного чувства. Для знакомства же с древнехристианским искусством в подлинниках на месте думаю поехать (если не будет сильной холеры или чего-либо неожиданного) в Италию. На этот раз путешествие мое начну с Константинополя, где осмотрю что следует, и через Грецию (заеду в Афины и на Афон) проберусь на юг Италии - Сицилию (Палермо), познакомлюсь с мозаиками Монреаля и др., что нужно -зачерчу и двинусь на север. Осмотрю мозаики Рима, проеду потом во Флоренцию (это моя слабость) и затем кончу Венецией и Равенной. Проезжу месяцев около трех и тогда уже примусь за эскизы новых иконостасов: в них восемь образов (по 3,5 аршин каждый), срок же окончания работ - через год... Вот если бы ты был похрабрее и не обленился бы так, - то можно бы поехать вместе, авось не подрались бы... Ты пишешь в последнем письме, что где-то есть статья про собор, да еще и с рисунками. Не помнишь ли, где и что это за рисунки? Воспроизводить таковые пока право никому не дано, и потому интересно, кто этим занимается (готовится к освящению соборное издание, на которое ассигновано 10 000 р.) Если помнишь, где ты видел это, - напиши. [...]

105. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, 17 мая 1893 г.
Глубокоуважаемый Владимир Григорьевич!
Благодарю Вас за присылку изданий «Посредника». На любезное письмо Ваше я ответил бы раньше, но желание ознакомься с полученными книгами удержало мое намерение о настоящей минуты. С некоторыми из присланных сочинений я знаком был а ныне, но кое-что пришлось прочитать впервые, и вот впечатление, вынесенное мною из прочитанного: в рассказах Чехова на этот раз виден не столько «художник», только способный «наблюдатель врач», и как психологические исследования они интересны (факты нередко взяты случайные и единичные), но могут ли они быть полезны для больного - усталого теперешнего «интеллигентного» читателя, то один бог ведает... Прочие рассказы и статьи (оставляя их общий оттенок) конечно, выбраны с большой осмотрительностью и читаются с большим интересом. Просматривая «Цветник», я заметил, что при выборе статей из жития святых редакция без достаточного внимания относится к своему родному, тогда как знать своих родных, близких сердцу, славных и добрых предках, потрудившихся столь много для своей земли, было бы естественной потребностью народа. (Мне думается - раньше, чем знать о подвигах Геркулеса, нужно знать о таковых же Ильи Муромца, Добрыни и пр.) Из православных русских угодников посчастливилось одному Феодосию Печерскому, а у нас на Руси каждый из таковых святых имеет за собой свою трогательную, глубоко нравственную, поучительную духовную и общественную историю. Имена подобных деятелей, думается мне, должны быть внесены в память народную первыми. Ваше предложение иллюстрировать что-либо для Цветника» мне очень симпатично, и при первой счастливой мысли я это попробую сделать. [...]

106. А.А.ТУРЫГИНУ
Палермо, 12 июля 1893 г.
Здравствуй, Александр Андреевич, письмо твое я получил в день приезда же и вот сажусь, чтобы поделиться с тобой «чем бог послал»... Начну с Одессы, города европейского в полном значении этого слова, тут не надо искать «русского духа» - его здесь нет и не найти его. Прекрасный театр завершает внешний вид Одессы... Дальше - пароход [...] «Царица» и два дня благополучного плавания по морю до Константинополя. Обстановка в монастырском Пантелеймоновском подворье, приличный вид и поступки, достойные звания Афонских братии... сотня тысяч красных фесок, грязь Галаты, и европейский шик Перы, и нищета Стамбула (так называют три части города). Айя-София - мечеть; для нас св. София - великолепный храм нашему богу, с гениальным творчеством и блеском задуманный и исполненный; равного по близости выполнения идеи к христианским мечтаниям я ничего не видал, тут небо сильной рукой опущено на землю. Храм Петра в Риме не поражает так своим ансамблем... Это теперь, что же было тогда, при Юстиниане??!!


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Картина моя ученическая готова. Явился и Василий Григорьевич. Мы его окружили и двинулись осматривать по порядку. Многое он хвалил, кое-кому досталось. Дошел черед и до меня. Смотрит Перов внимательно, озирается кругом и спрашивает: "Чья?" Называют мое имя, выдвигают меня вперед еле живого. Взглянул, как огнем опалил, и, отходя, бросил: "Каков-с!" Что было со мной! Я ведь понял, почуял, что меня похвалил "сам Перов", что я дал больше, чем он от меня ждал. Мне больше ничего не надо было, и я незаметно ушел с выставки, чтобы одному пережить то новое, сладостное, что почудилось мне в похвале Василия Григорьевича."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru