На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

137. А.М.ВАСНЕЦОВУ
Уфа, 28 декабря 1894 г.
[...] В Уфе стоят жестокие морозы, менее 20 градусов бывает редко, тем не менее я и с гор катаюсь, и на паре езжу, и другое веселит мою душу, а душа эта так измаялась, так устала! что всякое средство утешить ее - есть находка и им пользуешься... Начал работать... и о, радость! Не образа, а эскизы к картине, той самой картине, в которой «фигуры две, женская и мужская в пейзаже» или точнее «Пейзаж с двумя фигурами»... Но зачем говорить об этом, быть может это льгота, желанный, но несбыточный сон. Действительно же - образа, много образов, сотни тысяч их... О, ужас!.. Но долой эти мысли, эта опять старая московская привычка, и дурная привычка... Итак пока все идет скорее хорошо, чем худо, и надо надеяться, что впереди также ждет «солнечный луч», как сказал бы добрый товарищ Симов. [...]

1895
138. РОДНЫМ
Петербург, 19 февраля 1895 г. 9 часов утра.
Дорогие папа и Саша!
Сегодня в 12 ч. дня соберется у меня в мастерской кавалергардская комиссия для приема образов. Состоит она из трех офицеров полка, вице-президента Академии художеств Толстого, проф. Чистякова, Парланда и, быть может, Брюллова. Закончу это письмо по окончании комиссии, а пока поделюсь с Вами кое-какими новостями. В четверг на Передвижной был государь с государыней и великая княгиня с князьями. [...] Государь купил Шишкина (слабую), очень слабую Брюллова, государыня - хорошую вещь Дубовского. Но кроме этих незначительных вещей государем приобретен «Ермак» Сурикова - приобретен за 40 тысяч (оказывается, эта сумма наибольшая, за которую покупались когда-либо русские картины. «Фрина» заплачена 15 тыс., «Грешница» Поленова 30 тыс. и «Запорожцы» Репина - 35 тысяч). «Ермак» был еще в Москве запродан Третьякову за 30 т., но государь, узнав, что вещь приобретена Третьяковым, сказал, что «эта картина должна быть национальной и быть в национальном музее» (Публичную библиотеку переносят в Михайловский дворец, а на месте нее будет национальный музей, об котором когда-то говорил покойный государь). Итак, Суриков теперь обеспечен на всю жизнь, обеспечены и девочки его. Лучшего желать было нельзя. Его радости не было границ. Первое, что сделал он, как узнал о покупке, - истово перекрестился, потом заявил, что ставит дюжину шампанского (но не поставил). Выставка открылась на другой день. «Ермак» импонирует всей выставке, это, несомненно, произведение великого таланта, и что бы ни говорили люди и людишки, вроде вчерашнего репортера «Нового времени», а значение картины Сурикова огромно, этот холст останется навечно свидетелем того, что среди русских людей встречаются нередко люди гениальные... А травля началась! Сейчас опять прочел статью «Нового времени». Теперь нужно ждать Стасова в «Новостях», что-то старик скажет? [...]

2 часа дня
Только что кончилась комиссия, образа приняты. Очень всем понравились; кавалергарды благодарили, оригиналы пойдут в полковую церковь, а эскизы в полковое собрание. Особенно были милы и любезны Дашков и Кознаков. Также очень понравились образа и Толстому. Но особенно ратовал за меня Чистяков, а более других критиковал Боткин (этого господина все помнят и всякому он что-либо напакостит). В общем образа прошли неожиданно успешно. Три-четыре замечания, которые необходимо исправить, и потом - расчет. [...]

139. В.К.МЕНКУ
Петербург, 24 февраля 1895 г.
Дорогой Владимир Карлович!
Вы, конечно, - очень интересуетесь тем, что делается в обеих Академиях: художеств и наук... Выставки передвижников и петербургских художников служат как бы оттенком одна другой. Свежесть первой составляет контраст ординарности и вялости второй. У передвижников «Ермак» (купленный государем за 40 000 руб.) составляет, конечно, центр выставки, и хотя так называемая «критика», а за ней и публика, довольно к картине Сурикова на этот раз равнодушна, тем не менее по отзывам художников (таких, как Репин, Куинджи и др.) - произведение это есть несомненное событие: огромное воодушевление картины, героический оттенок ее дает ей право стать в ряд первоклассных художественных произведений. Картина была куплена еще в Москве Третьяковым, но государь сказал, что такое явление в искусстве редко и картина должна принадлежать государству. Теперь Суриков и его дети обеспечены, чему нельзя не порадоваться. За Суриковым идут Архипов и Апол. Васнецов. Первый со своими двумя жанрами «Лед прошел» и «Отдыхом» ярко блестит красками, чудной обаятельной теплотой и искренностью. «Лед прошел» может быть причислена к лучшим его работам, и жаль, что Павел Михайлович прозевал эту вещь. Апол. Васнецов выставил несколько картин, но «Элегия» и «Кама» из них заслуживают внимательного к себе отношения. Это несомненно поэтические вещи. В одной из них ярко выраженный романтизм, в другой - суровая поэзия преддверья Сибири - Камы. Пока картины еще не проданы, но они, как и Архипова, очень всем (и художникам, и публике) нравятся. Левитан на этот раз слабее. Дубовской в двух-трех вещах хорош, но в общем нонче не силен. Портреты Серова и Репина очень хороши. Тонки по краскам и интересны по композиции. Недурен «Влад. Соловьев» Ярошенки. В члены выбраны два Богданова (один Вельский), Ендогуров и, кажется, Корин. Вещи их не превышают среднего уровня. Интересен «Город» Светославского, Костанди, Кузнецов. Старики из рук вон плохи, особенно Брюллов и Лемох, Маковский тоже все больше и больше начинает походить на пресловутого Лейкииа. Пимоненко остается в искусстве неизменным «мещанином». Вот Вам беглый перечень Передвижной выставки. У петербургских художников хоть шаром покати, буквально не на чем остановиться, все или нахальство, вроде Сергеева, или такой Беркос, что только рукой махнешь. Есть здесь и еще две-три выставки: акварели, печатного дела и еще какие-то, но на них я еще не был, некогда, с утра занят до вечера. Хочется скорее к вам на юг, хотя признаки весны заметны и здесь. Проф. Кайгородов уже насторожил уши и начал свои забавные бюллетени о грачах и другой весенней птице, и как только грачи в Питере, я из Питера. Устал изрядно. Теперь работаю в мастерской (на постройке храма Воскресения) большой картон для наружной мозаики храма, картон этот около 13 арш. делается в один тон, для красок же написан эскиз в половину натуральной величины. Образа Александра Невского и «Воскресения», заказанные офицерами кавалергардского полка, мною уже написаны и благополучно сданы. [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать проявляла ко мне так круто свою волю, что казалось бы естественным, что мои чувства как-то должны были бы измениться. И, правда, эти чувства временно переменились, но, однако, с тем, чтобы вспыхнуть вновь в возрасте уже зрелом. В последние годы жизни матери и теперь, стариком, я вижу, что лишь чрезмерная любовь ко мне заставляла ее всеми средствами, правыми и неправыми, так пламенно, страстно и настойчиво препятствовать моей ранней женитьбе и вообще искоренять во мне все то, что она считала для меня - своего единственного и, как она тогда называла меня, ненаглядного - ненужным и неполезным."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru