На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть первая

Проездом через Москву в Киев был на выставке Репина, видел «Запорожцев», что сказать о них? Мне думается, что картина эта была бы лучше, если бы была немного хуже, право! Смотрел и Ваш портрет. Он похож в общем, но такие лица, как Ваше, Репину редко удаются. Лучшие вещи - это этюды с д-ра Павлова и Л.Н.Толстого (в кабинете). Теперь снова в Киеве, на покое. Здесь у меня еще дела достаточно. Нужно к 93-му году написать два иконостаса, к которым готовы пока только лишь эскизы. Работа приятная, ряд симпатичных образов дает возможность отдохнуть душе, а значение самого дела придает энергии. Работы Васнецова двигаются вперед. Сейчас он занят окончанием трех потолков, на которых в чудных образах ему удалось разработать древнюю тему - «Единородный сын». Это целая поэма, величественная и трогательная. Талант этого необыкновенного художника все растет и, сравнительно молодой годами (ему сорок четыре года), он дает право думать, что собор св. Владимира есть только начало его вполне зрелого творчества. И дай бог, чтобы было так! [...]

77. В.Д.ПОЛЕНОВУ
Киев, 2 апреля 1892 г.
[...] Недавно мы проводили в Москву В.М.Васнецова, теперь, с отъездом его, у меня порвалась последняя живая связь с художественной Москвой. Характер киевских художников менее всего подходит к нашему московскому, художественные интересы и взгляды здесь более сродни с петербургскими, только еще мельче и простодушнее. Занятия мои исключительно посвящены собору, хотя я и пишу дома. (Теперь усиленно приходится работать, ввиду запущенности дела.) О своем решении относительно картины я не только не жалею и не считаю его ошибочным, но все более и более убеждаюсь в правильности своего поступка. Кроме замечаний, сделанных Вами, а потом Виктором- Михайловичем, я вспоминаю еще много корректур и промахов, особенно же меня занимает и беспокоит вопрос: не слишком ли много пейзажа в отношении фигуры? И по этому вопросу хотелось бы очень слышать Ваше мнение. По газетам теперь в Москве интересная выставка в Историческом музее, мне не удастся увидать ее, так как из Киева я выеду лишь к июню.

78. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, 6 апреля 1892 г.
[...] Сожалею очень, что и в это лето едва ли мне удастся повидать Вас, так как намерение мое ехать на юг едва ли осуществимо. Соборные дела и еще возможный частный заказ заставляют меня усиленно работать, и если силы мне не изменят, то думаю не давать себе отдыха до конца. Работаю пока с охотой и воодушевлением и чувствую, что то дело, которое пришлось делать мне, только и возможно делать при условиях вышесказанных, иначе шаблон, холодность и внешние преимущества подавят то, чем только и можно в данном случае подействовать на чувства и настроения молящихся. [...]

79. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, начало мая 1892 г. Глубокоуважаемый Владимир Григорьевич!
Надеюсь, что Вы не захотите поставить мне в большую вину моего продолжительного молчания, причиной которому была усиленная работа последнего времени и чрезмерное утомление; через две-три недели я думаю дать себе отдых, поселившись в деревне под Москвой. Благодарю Вас очень за добрую память обо мне; письмо Ваше, а также и Ваш подарок - «Альбом русских художников» - мною получены. Как выбор картин, так и стоимость альбома вполне соответствуют своему назначению. Особенно трогательное впечатление делает снимок с картины Репина «Вернулся» и очень сильное (хотя несколько грубое, примитивное) картина моего первого учителя В.Г.Перова: «Приезд гувернантки в купеческий дом» - это точная иллюстрация к Островскому и его «Темному царству». Присланный Вами альбом на имя В.М.Васнецова тотчас же был переслан ему в Москву, куда он уехал к своему семейству еще до пасхи и где останется до осени. В письме своем к нему я с удовольствием написал ему все то, что Вы просили сказать ему от Вас, и он, я уверен, будет очень благодарен за чувства, высказанные Вами... На Ваши сожаления о том, что высказали Вы в письме своем по поводу Л.Н.Толстого, могу сказать только то, что многие взгляды Л.Н. мне издавна были симпатичны и в принципе я соглашаюсь со многим, но думаю также, что время сильнее людей, даже если они и гениальны... В заключение мне было бы приятно знать, что Вы считаете меня более «терпимым» ко всякого рода взглядам и верованиям, особенно, если в таковых присутствует искреннее чувство хорошего.

80. РОДНЫМ
Хотьково, 14 июня 1892 г.
Дорогие папа, мама и Саша!
Не знаю, что написать вам... вся неделя прошла в гулянье. С того воскресенья в Абрамцеве гостит Беклемишев (теперь уже академик). В понедельник Мамонтовы большой компанией были у меня, пили чай, смотрели работы и т.д. На другой день я был у Васнецовых на пельменях, потом у Мамонтовых на обеде, там опять у них, затем у Васнецова, а вчера ездили компанией к «Преподобному». Сегодня Беклемишев уезжает на юг, будет в Киеве. Словом, неделя прошла весело и незаметно, тем не менее я работал: кончил «Благовещение» (оно очень всем нравится) и начал «Евангелистов», которые надеюсь до отъезда кончить, а в Уфе начну вторые царские врата. [...]


Дальше »

"Природа в картинах Нестерова не просто пейзажный фон. Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения. Она живет своей жизнью, тесно сплетаясь с мыслями, чувствами и переживаниями художника и персонажей, определяет эмоциональную тональность картин, их музыкальность и весь образный лад. Тоненькие березки белеют в мягкой рыжеве сентября, молодые елочки распахнули свои редкие лапы, рдеет яркая рябина - примета осеннего увядания, в безмятежное зеркало озер опрокинулись берега, и в глубине вод едва дрожит листва осин. Дали дальние открываются с крутых высоких берегов, а под ними спокойно и величаво плывут реки. То здесь, то там застенчиво ютятся избы или сараи, деревянные часовни или главки старинных церковок. Это пейзаж М. Нестерова, и только его!"



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru