На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

140. РОДНЫМ
Петербург, 26 февраля 1895 г.
...В мастерскую ко мне заехал профессор Чистяков с предложением написать для гр. Орлова-Давыдова два образа (для грубой мозаики), но я от заказа уклонился, сказав, что устал очень, хочу отдохнуть, поработать для себя и проч. Чистяков говорил много лестного для меня, высказал, что после Васнецова единственный остаюсь я и проч... Тем не менее я отказался и, видимо, немного огорчил Чистякова, но что делать! На днях поеду к нему вечером, он интересный, своеобразный человек и вполне русский. Вчера был у Ярошенко, там опять все те же либеральные разглагольствования, и только лишь Шишкин говорил по-иному, спасибо старику за правду. [...] Здесь начинаются признаки весны, но как мне надоел город, как хочется его забыть, где-нибудь в деревне, сидя в лесу на этюде, кажется, снова придут старые годы и будешь чувствовать себя моложе лет на десять; теперь же не веселят даже такие хорошие слова, как «знаменитый художник», которые недавно были мне преподнесены одним художником при знакомстве с ним у Матэ. Все это пошлость, даже и тогда, когда человек на самом деле знаменит и славен. То ли дело покой, здоровье и любимое дело. Как это хорошо, искренне и тепло.

141. РОДНЫМ
Петербург, 9 марта 1895 г.
[...] На днях Парланд предложил мне взяться написать образ Христа для главного иконостаса храма Воскресения (тоже для мелкой мозаики, образ богородицы будет предложен Васнецову), я сказал, что теперь ничего не скажу, отвечу из Москвы или Киева и вообще думаю, что образ Христа было бы лучше предложить Васнецову, а мне богородицу, но во всяком случае я раньше осени кисти для заказов в руки не возьму. Все это надоело, только деньги, деньги и деньги!.. Если и возьмусь, то, конечно, не на таких условиях, как теперь. [...]

142. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 25 марта 1895 г.
Здравствуй, Александр Андреевич!
Только что получил твое письмо, - отвечаю на него немного - некогда. В Киеве останусь лишь несколько дней - уеду в четверг - пятницу на страстной в Москву - следовательно и заутреню встречу в Кремле - Московском. Здесь все сдал; «Богоявление» приняли и даже похвалили. Вещь эта официальная, но в ней есть кое-что в пейзаже да кое-что в живописи вообще. Теперь Владимирский собор окончен мною совсем. Освящение его будет в начале будущего - 96 года. [...]

143. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 2 апреля 1895 г.
[...] Газетные известия о Васнецове несколько несвоевременны, но дело двигается к тому. Недавно про него читали лекции во Франции: Париже и Реймсе, сравнивая его с Пювис де Шаванном и Доре, но ставя Васнецова выше и первого и второго. Он получил много телеграмм из Франции и письма от Академий Парижской и Реймсской. Словом, популярность его растет. Но вот Буренин!.. Его слава тоже велика, по какая нежелательная, несимпатичная. Последний фельетон о Сурикове показывает, насколько нахальство и безнаказанность людская может быть безгранична. [...]


Дальше »

"Для меня Михаил Васильевич Нестеров был и остается великим учителем, добрым наставником. Живопись его не ярка, но деликатна, скромна по рисунку, изящна и стройна по исполнению. Стремление души человеческой к великому - к доброте и правде - уловил и воплотил в своих картинах Нестеров. Это ему настолько удалось, что за всей кажущейся патриархальностью, за дедовской Русью мы и до сего дня созерцаем в его картинах неистребимую возвышенную сущность русского народа с его вечным стремлением к добру и миру на земле. Еще начинающим художником, на первом курсе Училища, я впервые увидел его полотна и влюбился в Нестерова, в его благородство. Когда-то я делал копию с нестеровского этюда «Два лада» и всем своим существом художника почувствовал притягательную силу не только самих картин, но и самого художника как личности, всего огромного творчества его. После семнадцатого года Нестеров пришел опять-таки к портрету, к людям. Он как бы не менялся всю жизнь: та же духовная отдача, вдумчивость, любовь к человеку. В советской портретистике его портреты - это духовное явление." (Домашников Б.Ф.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru