Часть вторая
246. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, конец декабря 1901 г.
[...] Ты пишешь о Горьком. «Трое» я начал еще читать в журнале и конца не знаю, но, во всяком случае, аналогия с «Фомой» заметна была и без конца.
Но какой вихрь успеха у нас и за границей переживает сейчас Горький. Это один из популярнейших писателей Европы, и все это в пять-шесть лет! [...]
Сюда приехала Передвижная. Мое «Чудо» выглядит хорошо по краскам. Газеты появление его приветствовали так: «не обошлось, конечно, и без Нестерова»... и т.д.
Что слышно о Бенуа, о его «Истории искусств», неужели выход ее отменен «до благоприятной погоды»? [...]
Ну, пиши, Турыгин, ты живешь в столице, так сказать, в вихре удовольствий и центре культуры.
1902
247. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 1 января 1902 г.
[...] Каждая весточка от Вас приносит какое-то тепло, которое не только греет, но и светит мне. Рад был слышать, что этюд мой пришелся Вам по душе (выбирать на чужой вкус очень нелегко). Сведения об Алексее Максимовиче подтверждают убеждения о нем не только как о прекрасном таланте, но и славном, добром человеке. Поклонитесь ему при случае от меня.
Что Вам сказать о своем житье-бытье?
Теперь порыв азартной работы прошел, все этюды к картине, сделанные раньше, использованы. Жду конца января, когда поеду снова на север, под Москву, и допишу то, что недостает, и тогда надеюсь еще поработать с месяц над картиной, а потом, потом Абастуман - образа, много, очень много образов, но мало искренности и мало утешения душевного.
Тою частью картины, которая выяснилась, я, пожалуй, доволен, - будто есть живые люди, и нет того, чего я так страшно не люблю - нет пошлости, нет этой суеты людской, у художников часто выражающейся в каких-то праздных, пустых цветах, в противно развязных тонах. Что касается «темы», то она по сей день остается «на моей совести». Я думаю, что несмотря ни на что я буду себя в ее выборе, а главное, в подходе к ней, ее трактовке, считать правым, как считаю правым, написав «Димитрия царевича», «Чудо» и все те картины, которые забраковало большинство и, как на днях слышал я, - некоторые перед «Димитрием» в негодовании разрывали на выставке каталоги!?..
Повторяю - я прав, любя своих «детей», это так естественно, если даже они и не столь совершенны. Благодарю Вас за призыв к Вам в Ялту. Хорошо об этом мне и помечтать. Хорошо помечтать также и о том, как славно было бы весною показать Вам свою картину у меня в киевской мастерской.
248. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 13 января 1902 г.
Здравствуй, Александр Андреевич!
Ты пишешь о Борисове и хорошо пишешь, верно и то, что судьба-индейка посмеялась над нами с тобой, но верь и тому, что другие, похожие на нас, но более удачливые, сделают многое то, о чем мы с тобой обречены только мечтать.
Резервы - народ - велики, и как зря и случайно ни гибнет он тысячами, но один такой хват, как Борисов, восполнит собой тысячи погибших, а, помилуй бог, если такой Борисов да родится гением!..
Твои впечатления о художнике Борисове близки к правде: он не талант художественный, но он «сила», и сила эта уйдет вся без остатка не на художество, как мы с тобой его понимаем, а на пропаганду каких-то «полярных» идей, кому-то нужных, для чего-то необходимых и полезных, а художник Борисов только лишь проводник этих идей.
Так вот что такое, по-нашему, этот русский мужичок - соловецкий «годовик» лет семь-восемь тому назад - и художник ныне. [...]
Устал я жестоко, нервы мои вконец истрепались. Работаю вяло, скоро посылаю иконостас в Абастуман.
Интересный номер «Мира искусства», бойко пишет каналья Бенуа, жаль, что он взял такой паскудный тон о Васнецове. Суть же дела о нем не лишена «верхнего чутья».
Напиши о выставке Маковского и Волкова, кои почтили пригласительным билетом и меня, недостойного.
249. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 2 февраля 1902 г.
Пишу тебе, Александр Андреевич, на твой вопрос: когда я буду в Питере.
Выеду я или 9-10 или 14, не позднее.
Следовательно, «свидание друзей» может произойти между 10 и 15 февраля.
Здесь я попал в самый водоворот: был в Художественном театре, слушал Шаляпина, в антрактах «Бориса» просиживал в уборной Шаляпина и видел, как этот гениальный художник работает, гримируется и вообще подготовляет свой выход на сцену.
Вчера я пировал у него среди любопытных московских людей. Шаляпину стукнуло 29 лет.
Выставка «36» интересна. [...]
Дальше » |