На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

237. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 9 сентября 1901 г.
[...] Как-то тут был Лемох. Наше дипломатическое свидание кончилось не совсем дипломатично: на опрометчивое заявление Лемоха что «он не пойдет на Дягилевскую выставку», я заявил ему, что «его туда и не позовут», и на многократное повторение уверения о его твердом намерении к Дягилеву не ходить он услышал многократное уверение, что Дягилев его и не собирается звать... Вот как иногда кончаются дипломатические попытки к сближению!.. Твой друг Кравченко перебрался на старую квартиру в «Новое время», а в «России» поселился некий муж, имя же ему Брешко-Брешковский (как эта фамилия тебе покажется?!). [...]

238. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 19 октября 1901 г.
[...] А вот Дягилев так молодец! Какой славный номер выпустил, и в хороших-то заграничных журналах не часто попадешь на такой подбор. Написанная семинарским языком выдержка из «мнения» Виктора Васнецова - сильна, благородна и умна, я вижу в ней лучшие стороны В.Васнецова. Вернулся в Киев и тотчас начал картину. Счастлив безмерно! Сижу днями в мастерской, живу со своими «чудаками» среди русской природы, переживаю еще раз свою молодость. Стараюсь не думать ни об Абастумане и ни о чем другом в этом роде. Если все пойдет по-хорошему - в первых числах ноября начну красками. [...]

239. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 2 ноября 1901 г.
[...] Работаю я горячо, почти весь верх картины (пейзаж) прописан, кажется, ничего, морозно! На днях перейду к фигурам, это будет потруднее, но и полюбопытнее. Недавно получил подарок от Горького - все его сочинения с очень милой надписью. Он к 10 ноября приезжает в Крым, до апреля ему разрешено жить там (только не в Ялте), с апреля же его затянет в Арзамас. Жестокие, брат, нравы! За что, неведомо! Безобидный он человек, не говоря уже о том, что таких людей надо бы беречь да беречь! (Недавно прочел где-то, что Мартенсу Рузвельт поведал, что он любит русскую литературу, знает Толстого, Гоголя, молодого Горького... Лестно!) Твои сведения о молодом Алчевском прочел с удовольствием. Да, чуть было не позабыл: недавно получил горячее воззвание из Москвы, там образовывается новое общество (состав - дягилевский с дополнением нескольких молодых имен передвижных). Выставка откроется на рождестве, в Строгановском училище, под покровительством вел. кн. Елизаветы Федоровны, с благословения и в присутствии Дягилева. Участников 36 человек, задача: напакостить передвижпикам?! [...]

240. В.Д.ПОЛЕНОВУ
Киев, 7 ноября 1901 г.
Глубокоуважаемый Василий Дмитриевич!
Узнав о состоявшемся на днях праздновании тридцатилетней художественной деятельности Вашей, спешу присоединиться в моем Вам поздравлении ко всем тем, кто, как и я, глубоко чтут славную деятельность Вашу. Для меня и художников моего поколения работа Ваша в области родного художества еще тем драгоценнее, что Вы первый поставили нам на вид, что увлечения, господствующие в то время, не исчерпывают собой всего в искусстве и что красота цвета и формы, а равно и прелесть пейзажа, как фона для композиции, в огромной степени расширяют область художественного творчества. Вы первый своими прекрасными произведениями, своим исключительным художественным образованием и горячей проповедью указали нам на новые пути, по которым мы разбрелись теперь и работаем каждый по силе способностей своих. Горячо поздравляю Вас, Василий Дмитриевич, искренне желаю Вам здоровья и счастья на долгие годы.

241. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 13 ноября 1901 г.
Дорогой Леонид Валентинович!
Посылаю на Ваше имя два этюда, из коих один прошу Вас принять от меня на память и как некоторый знак моего искреннего к Вам чувства симпатии, другой же прошу Вас передать Ллексею Максимовичу - думаю, что оба этюда достаточно характерны для меня. Вместе с тем прошу передать А.М. и письмо мое, в коем я благодарю его за присланные мне книги. [...] Я настойчиво, целыми днями простаиваю у картины, люди приходят один за другим, наполняя собой уголок родной природы, все они ждут, как и многие, многие люди, своего счастья, своего утешения и покоя. Иногда мне их бывает так искренне жалко (как и самого себя).[...]


Дальше »

Из писем Нестерова: "Видел на днях Дункан. Получил огромное наслаждение. Этой удивительной артистке удалось в танцах подойти к природе, к ее естественной прелести и чистоте. Она своим чудным даром впервые показала в таком благородном применении женское тело. Дункан — артистка одного порядка с Дузе, Девойодом, Шаляпиным, Росси, словом — гениальная... Поскольку она «иллюстрирует» Бетховена или Шопена — это меня (а может быть, и ее) мало занимает. Своим появлением в мир хореографии она внесла струю чистого воздуха, и после нее на наш балет невольно будешь смотреть, как на раскрашенную красавицу в ловко сделанном парике и отличном корсете. Как пошлы и лживы после этой божественной босоножки — все «стальные носки»! Смотреть на Дункан доставляет такое же наслаждение, как ходить по свежей траве, слушать жаворонка, пить ключевую воду... Успех она здесь имеет громадный..."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru