На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

1899
199. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 18 января 1899 г.
[...] В Питер я не приеду, конечно, до Передвижной, мало того, что не приеду, но не послал и своего «Сергия», ограничившись несколькими эскизами. В последние дни, когда все было готово к отправке большой картины, был у меня Прахов, видел обе картины, и «Димитрий» на него произвел сильное впечатление, и чтобы не портить впечатление, он посоветовал не выставлять «Сергия» вовсе, находя пейзаж его превосходным, а фигуру равнодушной, не отвечающей «величине темы». Прахов был в ударе, говорил с большим увлечением и убежденностью и поколебал меня: чтобы проверить Прахова, я пригласил знакомых барынь, вкусу и чутью которых я доверяю, и они подтвердили впечатления Прахова и настояли, чтобы картину не посылать, о чем я и телеграфировал Дягилеву, получив от него ответ, полный мольбы и настояний, но удержался и картину не послал, думал, рассердится - нет, сегодня прислал телеграмму с просьбой выставить еще один эскиз. Видишь, сколько еще волнений было чисто художественных. «Димитрий» нравится всем очень, находят его лучшей моей вещью, перебывала у меня вся здешняя знать. Старый Терещенко заговаривал о том, чтобы приобресть вещь - я назначил высокую цену и сказал, что другой не будет до приезда государя. Пиши подробно (очень подробно и обстоятельно) о дягилевской и начерти план, где стоят мои вещи и что и как... понимаешь... Устал я, брат, жестоко, ночи сплю плохо, бром глотаю «ведрами»...

200. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 20 апреля 1899 г.
Пишу тебе, Александр Андреевич, несколько строк на твое письмо. Ругательное письмо Репина в «Ниве» не имеет цельности и убежденности и только лишь - раздражение. Конец его очень пошлый и портит все, что сказано в нем выше. Буренин больше прав по отношению Репина, чем Дягилева, который для меня все еще загадка. Сегодняшнее объявление в «Новом времени» о выходе десятого № «Мира искусства» меня совсем сбило с толку. Что же - неужели после публичного отказа Репина от участия в журнале состоялось примирение или Дягилев пошел напролом (от него смелости всяческой станется), помещая рисунки и даже портрет автора «Бурлаков». Ничего я тут не понимаю и радуюсь, что от этого «мира» могу уйти подальше, авось в Абастумане мне удастся найти другой «мир», более крепкий, тихий и удобный для занятий искусством.

201. А.А.ТУРЫГИНУ
Кореиз, 10 мая 1899 г.
[...] Тебе, конечно, известно, что накануне светлого праздника не один Илья Репин получил от Дягилева хороший ответ, но и Буренин дождался такой достойной платы, Быть может, и не по-европейски Дягилев поступил, отхлестав Буренина по щекам, но согласись - другого выхода нет. Я верю, что Дягилев не Карелин и вполне честный человек, а что такое Буренин и нововременцы - тебе хорошо известно. [...]

202. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 30 мая 1899 г.
Сегодня получил номер «Шута» и вознегодовал. Неблагодарная скотина - Щербов; я еще его на извозчике довез до острога - а он!.. Маленький человечек с пяльцами в детском «наивном» платьице - увы! «твой друг». Не пощадили ни чина, ни звания... Большой с кружкой - Философов. В общем зло и талантливо. «Корова» сегодня мне прислала телеграмму, что на днях будет в Киеве. Из Абастумана, али там откуда - уже и не знаю - пока ничего нет. [...]
P. S. Хорош бедняга Бакст.
Меня Щербов еще, встретив на выставке, спросил: я ли вышивал «Варвару» и «Богоматерь». Мне тогда и в голову не пришло, что уже тема готова.

203. А.А.ТУРЫГИНУ
Абастуман, 4 июня 1899 г.
[...] Вышел номер «Мира искусства» с прекрасными рисунками Сергея Коровина, этого лучшего нашего жанриста, к сожалению, мало работающего. Обрати внимание и скажи мне свое впечатление о его рисунке: «Больную ведут (отец и мать) к Троице». Какой это чудный, трогательный рассказ, простой, правдивый и глубокий, и какая новизна приема и форм!.. Если будешь в Петербурге, будь добр, приобрети для меня издание школы бар. Штиглица «Орнаменты византийские и русские» (там и Венеция, и наш Юрьев-Польской, и Ярославль). Рисунки эти сделаны кн. Гагариным, изданы в красках и прекрасно, возьми последнее издание (оно в четверку листа) стоит рублей 5-6. (в Москве оно есть и у Дациаро, и Аванцо) и вышли мне в Кисловодск, где я буду к первому июлю. Если к тому времени появится номер «Мира искусства» с моими рисунками - тоже пришли.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Картина моя ученическая готова. Явился и Василий Григорьевич. Мы его окружили и двинулись осматривать по порядку. Многое он хвалил, кое-кому досталось. Дошел черед и до меня. Смотрит Перов внимательно, озирается кругом и спрашивает: "Чья?" Называют мое имя, выдвигают меня вперед еле живого. Взглянул, как огнем опалил, и, отходя, бросил: "Каков-с!" Что было со мной! Я ведь понял, почуял, что меня похвалил "сам Перов", что я дал больше, чем он от меня ждал. Мне больше ничего не надо было, и я незаметно ушел с выставки, чтобы одному пережить то новое, сладостное, что почудилось мне в похвале Василия Григорьевича."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru