На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

1899
199. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 18 января 1899 г.
[...] В Питер я не приеду, конечно, до Передвижной, мало того, что не приеду, но не послал и своего «Сергия», ограничившись несколькими эскизами. В последние дни, когда все было готово к отправке большой картины, был у меня Прахов, видел обе картины, и «Димитрий» на него произвел сильное впечатление, и чтобы не портить впечатление, он посоветовал не выставлять «Сергия» вовсе, находя пейзаж его превосходным, а фигуру равнодушной, не отвечающей «величине темы». Прахов был в ударе, говорил с большим увлечением и убежденностью и поколебал меня: чтобы проверить Прахова, я пригласил знакомых барынь, вкусу и чутью которых я доверяю, и они подтвердили впечатления Прахова и настояли, чтобы картину не посылать, о чем я и телеграфировал Дягилеву, получив от него ответ, полный мольбы и настояний, но удержался и картину не послал, думал, рассердится - нет, сегодня прислал телеграмму с просьбой выставить еще один эскиз. Видишь, сколько еще волнений было чисто художественных. «Димитрий» нравится всем очень, находят его лучшей моей вещью, перебывала у меня вся здешняя знать. Старый Терещенко заговаривал о том, чтобы приобресть вещь - я назначил высокую цену и сказал, что другой не будет до приезда государя. Пиши подробно (очень подробно и обстоятельно) о дягилевской и начерти план, где стоят мои вещи и что и как... понимаешь... Устал я, брат, жестоко, ночи сплю плохо, бром глотаю «ведрами»...

200. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 20 апреля 1899 г.
Пишу тебе, Александр Андреевич, несколько строк на твое письмо. Ругательное письмо Репина в «Ниве» не имеет цельности и убежденности и только лишь - раздражение. Конец его очень пошлый и портит все, что сказано в нем выше. Буренин больше прав по отношению Репина, чем Дягилева, который для меня все еще загадка. Сегодняшнее объявление в «Новом времени» о выходе десятого № «Мира искусства» меня совсем сбило с толку. Что же - неужели после публичного отказа Репина от участия в журнале состоялось примирение или Дягилев пошел напролом (от него смелости всяческой станется), помещая рисунки и даже портрет автора «Бурлаков». Ничего я тут не понимаю и радуюсь, что от этого «мира» могу уйти подальше, авось в Абастумане мне удастся найти другой «мир», более крепкий, тихий и удобный для занятий искусством.

201. А.А.ТУРЫГИНУ
Кореиз, 10 мая 1899 г.
[...] Тебе, конечно, известно, что накануне светлого праздника не один Илья Репин получил от Дягилева хороший ответ, но и Буренин дождался такой достойной платы, Быть может, и не по-европейски Дягилев поступил, отхлестав Буренина по щекам, но согласись - другого выхода нет. Я верю, что Дягилев не Карелин и вполне честный человек, а что такое Буренин и нововременцы - тебе хорошо известно. [...]

202. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 30 мая 1899 г.
Сегодня получил номер «Шута» и вознегодовал. Неблагодарная скотина - Щербов; я еще его на извозчике довез до острога - а он!.. Маленький человечек с пяльцами в детском «наивном» платьице - увы! «твой друг». Не пощадили ни чина, ни звания... Большой с кружкой - Философов. В общем зло и талантливо. «Корова» сегодня мне прислала телеграмму, что на днях будет в Киеве. Из Абастумана, али там откуда - уже и не знаю - пока ничего нет. [...]
P. S. Хорош бедняга Бакст.
Меня Щербов еще, встретив на выставке, спросил: я ли вышивал «Варвару» и «Богоматерь». Мне тогда и в голову не пришло, что уже тема готова.

203. А.А.ТУРЫГИНУ
Абастуман, 4 июня 1899 г.
[...] Вышел номер «Мира искусства» с прекрасными рисунками Сергея Коровина, этого лучшего нашего жанриста, к сожалению, мало работающего. Обрати внимание и скажи мне свое впечатление о его рисунке: «Больную ведут (отец и мать) к Троице». Какой это чудный, трогательный рассказ, простой, правдивый и глубокий, и какая новизна приема и форм!.. Если будешь в Петербурге, будь добр, приобрети для меня издание школы бар. Штиглица «Орнаменты византийские и русские» (там и Венеция, и наш Юрьев-Польской, и Ярославль). Рисунки эти сделаны кн. Гагариным, изданы в красках и прекрасно, возьми последнее издание (оно в четверку листа) стоит рублей 5-6. (в Москве оно есть и у Дациаро, и Аванцо) и вышли мне в Кисловодск, где я буду к первому июлю. Если к тому времени появится номер «Мира искусства» с моими рисунками - тоже пришли.


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2022. Все права защищены. Почта: sema@nesterov-art.ru
Копирование материалов - только с согласия www.nesterov-art.ru :)