На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

1901
228. Л.В.СРЕДИНУ Киев, 3 января 1901 г.
[...] Я завтра еду в Питер, где на выставке «Мира искусства» выставляю с высочайшего разрешения свои абастуманские эскизы. Выставка, по слухам, будет боевая, устраивается она в Академии художеств, в этом вражеском новому искусству гнезде. Кроме меня, из стариков выставляет К.Коровин, Серов и А.Васнецов. Вопрос о выходе нашем из угасающего Товарищества еще остается открытым, немного страшно кинуться в объятия такому «герою»; как Дягилев. Он, несмотря па свою колоссальную энергию, свой вкус и нюх, - все же для нас не вполне ясен. Вы слышали, быть может, о выходе в свет книги Алекс. Бенуа «История русской живописи XIX века», написанной им для известного немецкого профессора Мутера. Книжка эта весьма остроумная и занятная. Там есть много новых положений и взглядов, правда, скорее блестящих и смелых, чем неоспоримых, но, во всяком случае, прочесть ее не мешает. Есть там большая статья и о В.М.Васнецове, статья жестокая и, к сожалению, не беспристрастная. Прочтите, если достанете книгу. Сегодня спросил в нашей самой большой библиотеке - Идзиковского, 1 часть М.Горького, дали, но, по словам приказчика, который в библиотеке двадцать один год, успех Горького колоссальный, такого не имели ни Тургенев со своими лучшими вещами, ни Л.Толстой. Каждый день спрашивают его до пятидесяти раз, и книги буквально переходят из рук в руки. Что-то слышно про самого Алексея Максимовича после московского «поучения», которое обошлось ему недешево. [...]

229. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 2 марта 1901 г.
[...] Был ли у Станиславского? Я читал довольно пакостные, достойные душонки Юрочки Беляева отзывы о Московским театре в «Новом времени». Был ли ты на «Дяде Ване» или «Д-ре Штокмане» (двух пьесах, которые видел я)? Я работаю, как кляча, или как Крамской последних лет - это одно и то же. Между прочим написал несколько этюдов на снегу для картины, и если бы не продал душу свою сатане, то было бы можно с уверенностью сказать, что «картина будет». Теперь же все зависит от обстоятельств. [...]

230. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, вторая половина марта 1901 г.
А.А., послание твое, «полное яду», получил, без лести скажу тебе - из тебя бы могла выйти презлая Кравченка. Помилуй, из пятнадцати вещей Репина успел заметить «миленький багетец» на раме, ну разве ты не «Кравченка» после этого?! [...] Слыхал ли ты Станиславского в «Штокмане» или «Дяде Ване»? Вот, брат, Шаляпин какого наделал в Милане шуму. Показал им, каков русский мужичок есть. Прочти фельетон Дорошевича в «России» от 14 марта.4 И написано талантливо, и лестно для русского сердца. Я ревел, как белуга, а кончил тем, что послал Шаляпину письмо «с выражением чувств» - это значит, еще «младая кровь играет». [...]

231. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 1 апреля 1901 г.
[...] Давно нет о Вас вестей, а знать о Вас, о здоровье Вашем прямо необходимо, и столь же приятно, как слышать об успехах, например, Шаляпина или милейшего Алексея Максимовича... Что сказать Вам о себе? Пока все обстоит благополучно, в январе представлял эскизы свои государю и императрице М.Ф. Все одобрено и утверждено к исполнению. Храм в настоящее время осушен, и не за горами то время, когда придется приступать к делу. Осенью, или даже весной, придется ехать в Абастуман. Проездом тешу себя мыслью быть в Крыму, а быть в Крыму - значит, быть в Ялте, а быть в Ялте и не быть у Срединых - это свинство, и на такой поступок, конечно, человек мало-мальски порядочный не отважится. Словом, мне очень хочется на день-два остановиться в Ялте, чтобы побывать у Вас, посидеть и побеседовать с Вами на террасе, посмотреть на море, отдохнуть. Зима прошла в работе, сделано много, но все не то, что надо, что хотелось бы - всё образа, образа! Всё деньги, деньги и деньги, как это утомительно и пошло! Живу мечтой написать свою большую картину – она должна быть написана, она будет последняя свободная песня. А там пусть берут меня, пусть предают меня пыткам в виде неизбежных и бесконечных образов, и - увы! - так редко «образов». [...]

232. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 22 апреля 1901.
[...] Читал ли ты Горького «Трос»? Прочти, размашисто, шельмец, пишет - ярко! хотя, быть может, несколько и грубо. Меня занимают всякие «критики» на него. Я думаю, что эти господа со злости лопаются, говоря о «подноготной», а о таланте-то и забывают! А у нашего брата талант-то ведь все и есть, и он все победит, и скверных писак этих «Кравченок» победит, не возвеличив их... Удастся ли мне побывать летом в Соловках? Это освежило бы мою душу, запакощенную заказами. Есть слух, что летом в Абастумаи собираются высочайшие, не вздумали бы меня потянуть! Лето надо отвоевать, зимою надо пописать картину, ну, а там хоть и в «пекло»... Как знать, может, [...] Бенуа и прав, может, мои образа и впрямь меня съели, быть может, мое «призвание» не образа, а картины - живые люди, живая природа, пропущенная через мое чувство, словом - «опоэтизированный реализм». Ты скажешь небось: «ну, заныл!» - и впрямь, что я!- дело надо делать, а там разберут! [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу - березки, осинки и еще кое-что. И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то... Образ был найден."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru