На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

1905
276. А.А ТУРЫГИНУ
Париж, 24 мая 1905 г.
[...] В общем, видено за месяц путешествия немало, многое восстановлено из давно виденного. Много пришлось смотреть впервые. Первое место по значению и высокой поэзии занимает гениальное создание Пювис де Шаванна в «Новой Сорбонне». Здесь великий поэт-живописец возвысился до глубочайшей лирики. Композиция, форма и тон картины - есть чудная музыка, ласковая, спокойная и торжественная. За сим идет Пантеон с тем же Пювисом и его «Св. Женевьевой» и Жан-Полем Лораном. Дальше «Отель-де-Вилль», сиречь ратуша, или дума. Там опять великолепный Лоран, красивый Бенар, эффектный Бонна, поэтичный Мартен и многие другие. Много хорошего, поучительного в Лувре, Люксембурге, занимателен Бенар в Школе фармацевтов. Салоны оба плохи. Из нескольких тысяч холстов едва наберется сотня-другая вещей заметных (первоклассных ни одной). Хорош Гайдара, Англада, Зулоага. Прекрасный посмертный отдел Казена, моего давнего любимца. В Париже грязь, мещанство. Люди живут или политикой, или наживой. В общем, немцы «куда ушли дальше»: там истинная культура. Выдумывают идеи, может быть, и во Франции, но одухотворяют, вводят их в жизнь немцы, русские и другие. Так-то.

277. А.А.ТУРЫГИНУ
Германия, Конец мая 1905 г.
Ну, завтра увижу Берлин, а числа 1 июня и Киев.
Что тебе сказать про петербургские новости (кроме тех, которые ты сам знаешь). Прогорел «Мир искусства», нарождается новый журнал (при «Вестнике Европы»), юмористический, с участием А.Бенуа, Сомова, Грабаря... и, по словам Щербова, будет называться «Русский сифилициссимус». Вот тебе и все новости.

278. А.А.ТУРЫГИНУ
Пучеж, 17 июля 1905 г.
Вот когда собрался тебе написать, старина!
Сижу на пароходе, один, в окна видно, как капает дождь, довольно снотворно, а тут попалась на глаза бумага со штемпелем и навела меня на мысль вспомнить столичного друга, потешить старые кости его. Этим рейсом оканчиваю свое летнее странствование, первую половину которого очень приятно, полезно для дела и здоровья провел между Нижним и Казанью в Васильсурске. Потом деловито, а главное - «сыто», прожил в Уфе, откуда проехал, вспоминая детство и отрочество, по Белой и Каме (как хороша последняя!). Затем думал прожить около Нижнего у старого Макарья (Желтоводского, где некогда была Макарьевская ярмарка). Завтра в 4 буду у Николы на Бабайках, старом монастыре близ Ярославля, и, если погода позволит, поживу там дня два-три, затем, через Москву, к 24-му думаю быть в Киеве,и начать картины. Матерьялу собрано достаточно, и с ним, надеюсь, мне удастся осуществить две старые затеи чисто нестеровского (лирического) характера. Эти вещи должны завершить мою выставку, придать ей более светский характер. [...]

1906
279. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 10 марта 1906 г.
[...] В Москве Виктор Михайлович Васнецов «не выдержал» - приехал (без зова) посмотреть картину (ее переснимали). Нашел интересной, в тот же день ее видела «крайняя левая» - Милиоти - и также наговорила любезностей... Видимо, пока я еще со сцены не сошел. В Париже если буду участвовать, то большой вещью и не иначе... Пиши о выставке «Мира искусства». [...]

280. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 1 апреля 1906 г.
[...] Выставка Дягилева была из рук вон хороша. Здравствует искусство! [...] Право, отличную выставку устроил Дягилев... «Старики» - Серов, Малявин, Сомов - дали превосходные вещи. «Молодежь» - Кузнецов, Милиоти, Анисфельд и другие, хотя еще и не выяснилась, но дает «свое», крайне интересное... На Пасхе я снова попаду в Питер. Хочется окончательно установить время и место своей выставки зимой. Предположение же показать себя летом в Париже или Лондоне не осуществилось. Лето свое я надеюсь провести в странствовании. Хотел бы и у Вас в Ялте побывать дня на два-три. И на севере поработать хочется. [...]

281. А.А.ТУРЫГИНУ
Сергиевский посад, 3 июня 1906 г.
Вот я и снова под Москвой, у «Сергия». Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество!.. Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой, стройной. Правда, за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно!.. Проживу здесь несколько дней, поработаю, а там на Волгу в Чебоксары (Казанской губернии). Там поработаю недели две, а затем в Уфу недели на две. Оттуда возьму Ольгу, отправлю ее в Кисловодск, а сам постараюсь попасть в Ясную Поляну, а для сего «испрашиваю» соизволения у жены великого старца. [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Первое дежурство было Перова. Мы, новички, его, конечно, уже знали, много о нем слышали. Благоговели перед ним почти поголовно. Он был настоящая знаменитость. Его знала вся Россия. Его "Охотники на привале", "Птицелов" были в тысячах снимков распространены повсюду. И вот этот самый Перов перед нами... И такой простой, и такой неожиданный, яркий, нервный... Вот он ставит натурщика. Как это все интересно... Голое тело здоровенного Ивана принимает всевозможные положения, пока, наконец, после долгих усилий, Перов приказал "замелить" - отметить мелом положение и место следков, и предложил нам начинать. Мы уже сами выбрали себе места, и работа началась, по три часа ежедневно в продолжение месяца."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru