На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

1905
276. А.А ТУРЫГИНУ
Париж, 24 мая 1905 г.
[...] В общем, видено за месяц путешествия немало, многое восстановлено из давно виденного. Много пришлось смотреть впервые. Первое место по значению и высокой поэзии занимает гениальное создание Пювис де Шаванна в «Новой Сорбонне». Здесь великий поэт-живописец возвысился до глубочайшей лирики. Композиция, форма и тон картины - есть чудная музыка, ласковая, спокойная и торжественная. За сим идет Пантеон с тем же Пювисом и его «Св. Женевьевой» и Жан-Полем Лораном. Дальше «Отель-де-Вилль», сиречь ратуша, или дума. Там опять великолепный Лоран, красивый Бенар, эффектный Бонна, поэтичный Мартен и многие другие. Много хорошего, поучительного в Лувре, Люксембурге, занимателен Бенар в Школе фармацевтов. Салоны оба плохи. Из нескольких тысяч холстов едва наберется сотня-другая вещей заметных (первоклассных ни одной). Хорош Гайдара, Англада, Зулоага. Прекрасный посмертный отдел Казена, моего давнего любимца. В Париже грязь, мещанство. Люди живут или политикой, или наживой. В общем, немцы «куда ушли дальше»: там истинная культура. Выдумывают идеи, может быть, и во Франции, но одухотворяют, вводят их в жизнь немцы, русские и другие. Так-то.

277. А.А.ТУРЫГИНУ
Германия, Конец мая 1905 г.
Ну, завтра увижу Берлин, а числа 1 июня и Киев.
Что тебе сказать про петербургские новости (кроме тех, которые ты сам знаешь). Прогорел «Мир искусства», нарождается новый журнал (при «Вестнике Европы»), юмористический, с участием А.Бенуа, Сомова, Грабаря... и, по словам Щербова, будет называться «Русский сифилициссимус». Вот тебе и все новости.

278. А.А.ТУРЫГИНУ
Пучеж, 17 июля 1905 г.
Вот когда собрался тебе написать, старина!
Сижу на пароходе, один, в окна видно, как капает дождь, довольно снотворно, а тут попалась на глаза бумага со штемпелем и навела меня на мысль вспомнить столичного друга, потешить старые кости его. Этим рейсом оканчиваю свое летнее странствование, первую половину которого очень приятно, полезно для дела и здоровья провел между Нижним и Казанью в Васильсурске. Потом деловито, а главное - «сыто», прожил в Уфе, откуда проехал, вспоминая детство и отрочество, по Белой и Каме (как хороша последняя!). Затем думал прожить около Нижнего у старого Макарья (Желтоводского, где некогда была Макарьевская ярмарка). Завтра в 4 буду у Николы на Бабайках, старом монастыре близ Ярославля, и, если погода позволит, поживу там дня два-три, затем, через Москву, к 24-му думаю быть в Киеве,и начать картины. Матерьялу собрано достаточно, и с ним, надеюсь, мне удастся осуществить две старые затеи чисто нестеровского (лирического) характера. Эти вещи должны завершить мою выставку, придать ей более светский характер. [...]

1906
279. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 10 марта 1906 г.
[...] В Москве Виктор Михайлович Васнецов «не выдержал» - приехал (без зова) посмотреть картину (ее переснимали). Нашел интересной, в тот же день ее видела «крайняя левая» - Милиоти - и также наговорила любезностей... Видимо, пока я еще со сцены не сошел. В Париже если буду участвовать, то большой вещью и не иначе... Пиши о выставке «Мира искусства». [...]

280. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 1 апреля 1906 г.
[...] Выставка Дягилева была из рук вон хороша. Здравствует искусство! [...] Право, отличную выставку устроил Дягилев... «Старики» - Серов, Малявин, Сомов - дали превосходные вещи. «Молодежь» - Кузнецов, Милиоти, Анисфельд и другие, хотя еще и не выяснилась, но дает «свое», крайне интересное... На Пасхе я снова попаду в Питер. Хочется окончательно установить время и место своей выставки зимой. Предположение же показать себя летом в Париже или Лондоне не осуществилось. Лето свое я надеюсь провести в странствовании. Хотел бы и у Вас в Ялте побывать дня на два-три. И на севере поработать хочется. [...]

281. А.А.ТУРЫГИНУ
Сергиевский посад, 3 июня 1906 г.
Вот я и снова под Москвой, у «Сергия». Наслаждаюсь воспоминаниями молодости, чуть не каждый куст и бугорок напоминает былое, невозвратную юность, молодое творчество!.. Сегодня видел оригинал «елочки» для «Пустынника», за восемнадцать лет она стала елью, кудрявой, стройной. Правда, за эти годы вырос и я, но не стал ни стройным, ни кудрявым, а обидно!.. Проживу здесь несколько дней, поработаю, а там на Волгу в Чебоксары (Казанской губернии). Там поработаю недели две, а затем в Уфу недели на две. Оттуда возьму Ольгу, отправлю ее в Кисловодск, а сам постараюсь попасть в Ясную Поляну, а для сего «испрашиваю» соизволения у жены великого старца. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru