На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

301. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, 3 ноября 1907 г.
Многоуважаемый Владимир Григорьевич!
Приношу Вам мою искреннюю благодарность за присланные снимки, за любезное письмо и обещание выслать мне Вашу брошюру. Из снимков для блузы в портрете Льва Николаевича пригодится один, снятый у дома и в той именно светлой блузе, в которой Лев Николаевич] позировал мне; остальные, у пруда, интересные сами по себе, не подходят ни по освещению, яркому со спины, ни по характеру фигуры, несколько грузной. Большой снимок с головы Льва Николаевича безотносительно к портрету моему - превосходный. О том, чтобы отпечатки, присланные Вами, сделались общественным достоянием, не может быть речи потому, что это не входит не только в Ваши планы, но и в мои. Снимки, сделанные с определенной целью, другого назначения иметь не могут. Я, в свою очередь, просил бы Вас если не уничтожить, то и не опубликовывать снимки эти (кроме большой головы в профиль). Самый портрет я также не предполагаю в близком будущем где-либо выставлять. В будущем же отдаленном, если суждено мне будет написать задуманную большую картину, одновременно с ней появится и портрет Льва Николаевича - на второй самостоятельной моей выставке, которую я мечтаю устроить в России, а также за границей, в Париже и Лондоне.[...]

1908
302. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 20 апреля 1908 г.
[...] Ваше хорошее душевное письмо получил, дорогой Леонид Валентинович! Несказанно был рад узнать, что хотя Вы, обычая не меняя, поболели зимой, но болезнь благополучно миновала, и теперь Вы в добром здоровье. Путешествием своим по Италии я остался доволен, хотя и не выполнил всей своей программы, ограничившись тем, что видел и знал раньше. Не видал ни Сиенны, ни Вероны, ни других очаровательных уголков Италии, чему виной мои спутницы. Капри, с его природой, прогулками, голубым морем, пленил их, и я решил не насиловать их вкусов, принялся на Капри за этюды, благо нашел там кое-что для себя подходящее. Знаменитого соотечественника мельком видел и мельком слышал, как он «чертыхался». Вилла, в которой он обитает, большая, выходит окнами и террасой к морю, к скалам Форилионе. Живет Максимыч, как слышно, не тужит, среди захудалых итальяшек большим барином. [...] Там одновременно с нами был и наш приятель С.Я.Елпатьевский, с которым встретились в день моего отъезда в кафе и горячо поговорили...
К Горькому я не пошел; идти на явную ссору не было охоты. [...]

303. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 21 апреля 1908 г.
[...] Видел на днях Дункан (за 4 целковых сидел в девятом ряду). Получил огромное наслаждение. Этой удивительной артистке удалось в танцах подойти к природе, к ее естественной прелести и чистоте. Она своим чудным даром впервые показала в таком благородном применении женское тело. Дункан - артистка одного порядка с Дузе, Девойодом, Шаляпиным, Росси, словом - гениальная... Поскольку она «иллюстрирует» Бетховена или Шопена - это меня (а, может быть, и ее) мало занимает. Своим появлением в мир хореографии она внесла струю чистого воздуха, и после нее на наш балет невольно будешь смотреть, как на раскрашенную красавицу в ловко сделанном парике и отличном корсете. Как пошлы и лживы после этой божественной босоножки - все «стальные носки»! Смотреть на Дункан доставляет такое же наслаждение, как ходить по свежей траве, слушать жаворонка, пить ключевую воду... Успех она здесь имеет громадный. [...]

304. А.А.ТУРЫГИНУ
Черниговская (скит), 19 мая 1908 г.
[...] Пребывание здесь многое для меня выяснило, композиция «большой стены» созрела и окрепла на живых наблюдениях. Если бы ты знал, как народ и всяческая «природа» меня способны насыщать, делают меня смелее в своих художественных поступках, я на натуре, как с компасом. Отчего бы это так? - не скажешь ли ты, мудрец... Натуралист ли я, или «закваска» такая, или просто я бездарен, но лучше всего, всего уверенней всегда я танцую от печки. И знаешь, когда я отправляюсь от натуры - я свой труд больше ценю, уважаю и верю в него. Оно как-то крепче, добротнее товар выходит! В общем, я наработал немного, но вполне достаточно, чтобы ориентироваться в эскизах. Уж очень долго холода стояли, сколько у меня зарядов пропало, пока дождался весны, а она запоздалая, пришла и исчезла очень скоро (первая зелень). [...] Щусев в Москве и ходит именинником: в Вене, на архитектурной выставке, он имеет огромный успех с Почаевской лаврой и великокняжеской московской церковью. Русский отдел иностранцы находят самым интересным и свежим. Проект Щусева Почаевского собора покупают в музей и т.д. Лестно, брат Аркадий! [...] 14 мая я был за обедней в Гефсиманском скиту, там есть деревянная церковка, старая, вот в ней-то шла торжественная обедня, а потом молебен, на который вышла вся братия. Впечатление огромное, XVI век - Александровская слобода, Кирилло-Белозерский монастырь, красота и сила, и я, как не часто, почувствовал со страшной силой, что я тоже русский, и эти мужики-монахи мне родные, такими были мои предки.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru