На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

301. В.Г.ЧЕРТКОВУ
Киев, 3 ноября 1907 г.
Многоуважаемый Владимир Григорьевич!
Приношу Вам мою искреннюю благодарность за присланные снимки, за любезное письмо и обещание выслать мне Вашу брошюру. Из снимков для блузы в портрете Льва Николаевича пригодится один, снятый у дома и в той именно светлой блузе, в которой Лев Николаевич] позировал мне; остальные, у пруда, интересные сами по себе, не подходят ни по освещению, яркому со спины, ни по характеру фигуры, несколько грузной. Большой снимок с головы Льва Николаевича безотносительно к портрету моему - превосходный. О том, чтобы отпечатки, присланные Вами, сделались общественным достоянием, не может быть речи потому, что это не входит не только в Ваши планы, но и в мои. Снимки, сделанные с определенной целью, другого назначения иметь не могут. Я, в свою очередь, просил бы Вас если не уничтожить, то и не опубликовывать снимки эти (кроме большой головы в профиль). Самый портрет я также не предполагаю в близком будущем где-либо выставлять. В будущем же отдаленном, если суждено мне будет написать задуманную большую картину, одновременно с ней появится и портрет Льва Николаевича - на второй самостоятельной моей выставке, которую я мечтаю устроить в России, а также за границей, в Париже и Лондоне.[...]

1908
302. Л.В.СРЕДИНУ
Киев, 20 апреля 1908 г.
[...] Ваше хорошее душевное письмо получил, дорогой Леонид Валентинович! Несказанно был рад узнать, что хотя Вы, обычая не меняя, поболели зимой, но болезнь благополучно миновала, и теперь Вы в добром здоровье. Путешествием своим по Италии я остался доволен, хотя и не выполнил всей своей программы, ограничившись тем, что видел и знал раньше. Не видал ни Сиенны, ни Вероны, ни других очаровательных уголков Италии, чему виной мои спутницы. Капри, с его природой, прогулками, голубым морем, пленил их, и я решил не насиловать их вкусов, принялся на Капри за этюды, благо нашел там кое-что для себя подходящее. Знаменитого соотечественника мельком видел и мельком слышал, как он «чертыхался». Вилла, в которой он обитает, большая, выходит окнами и террасой к морю, к скалам Форилионе. Живет Максимыч, как слышно, не тужит, среди захудалых итальяшек большим барином. [...] Там одновременно с нами был и наш приятель С.Я.Елпатьевский, с которым встретились в день моего отъезда в кафе и горячо поговорили...
К Горькому я не пошел; идти на явную ссору не было охоты. [...]

303. А.А.ТУРЫГИНУ
Киев, 21 апреля 1908 г.
[...] Видел на днях Дункан (за 4 целковых сидел в девятом ряду). Получил огромное наслаждение. Этой удивительной артистке удалось в танцах подойти к природе, к ее естественной прелести и чистоте. Она своим чудным даром впервые показала в таком благородном применении женское тело. Дункан - артистка одного порядка с Дузе, Девойодом, Шаляпиным, Росси, словом - гениальная... Поскольку она «иллюстрирует» Бетховена или Шопена - это меня (а, может быть, и ее) мало занимает. Своим появлением в мир хореографии она внесла струю чистого воздуха, и после нее на наш балет невольно будешь смотреть, как на раскрашенную красавицу в ловко сделанном парике и отличном корсете. Как пошлы и лживы после этой божественной босоножки - все «стальные носки»! Смотреть на Дункан доставляет такое же наслаждение, как ходить по свежей траве, слушать жаворонка, пить ключевую воду... Успех она здесь имеет громадный. [...]

304. А.А.ТУРЫГИНУ
Черниговская (скит), 19 мая 1908 г.
[...] Пребывание здесь многое для меня выяснило, композиция «большой стены» созрела и окрепла на живых наблюдениях. Если бы ты знал, как народ и всяческая «природа» меня способны насыщать, делают меня смелее в своих художественных поступках, я на натуре, как с компасом. Отчего бы это так? - не скажешь ли ты, мудрец... Натуралист ли я, или «закваска» такая, или просто я бездарен, но лучше всего, всего уверенней всегда я танцую от печки. И знаешь, когда я отправляюсь от натуры - я свой труд больше ценю, уважаю и верю в него. Оно как-то крепче, добротнее товар выходит! В общем, я наработал немного, но вполне достаточно, чтобы ориентироваться в эскизах. Уж очень долго холода стояли, сколько у меня зарядов пропало, пока дождался весны, а она запоздалая, пришла и исчезла очень скоро (первая зелень). [...] Щусев в Москве и ходит именинником: в Вене, на архитектурной выставке, он имеет огромный успех с Почаевской лаврой и великокняжеской московской церковью. Русский отдел иностранцы находят самым интересным и свежим. Проект Щусева Почаевского собора покупают в музей и т.д. Лестно, брат Аркадий! [...] 14 мая я был за обедней в Гефсиманском скиту, там есть деревянная церковка, старая, вот в ней-то шла торжественная обедня, а потом молебен, на который вышла вся братия. Впечатление огромное, XVI век - Александровская слобода, Кирилло-Белозерский монастырь, красота и сила, и я, как не часто, почувствовал со страшной силой, что я тоже русский, и эти мужики-монахи мне родные, такими были мои предки.


Дальше »

"Видение отрока Варфоломея" (будущего св. Сергия Радонежского) - одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века. Здесь, что редко бывает у Нестерова, удался ему и тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимися глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение..." (А.Н.Бенуа)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru