На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть третья
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть вторая

144. А.А.ТУРЫГИНУ
Сергиев Посад, «Пещерная гостиница», 23 апреля 1895 г.
Здравствуй, Александр Андреевич!
Отвечаю тебе на два твои письма, особенно же на второе, как более полное и как содержащее в себе прямые вопросы. Книжку Гауптмана «Ганнеле» я купил и прочел, и вот мое впечатление от нее: жанр этот уже не первый год разрабатывается живописцами, этот слащаво-сентиментальный образ Христа среди «добрых» поселян и проч. часто встречается и у немцев и у французов. Во всяком случае, в этом подходе нет того глубокого чувства поэзии, которое замечается в так называемых «мистериях» - это «модерно», хотя и не лишенное талантливости. Старику Суворину, во всяком случае, не удастся в данном случае открыть шестую часть света... не помогут ему в этом ни «Сигмы», ни другие верные его слуги... Скажу тебе несколько слов о храме Воскресения: Васнецову комиссия на его условия ответила «с сожалением отказом», ссылаясь на отсутствие средств, предлагая ему местные образа иконостаса, за которые он назначил 6 тысяч (по 3 тысячи за образ). Ответ еще не получен. Я пока еще не послал ни тем, ни условия на предложенные образа, буду сообразовываться с Васнецовым, вообще же в этом деле надо побольше осторожности, я слишком нервно вел себя все время в Питере, и теперь для меня очевидна не одна моя ошибка, по ведь я «русский человек», а ты знаешь пословицу про русского человека. Да и то сказать - «век живи, век учись...» Вот уже пять дней, как я в деревне, или точнее, в монастыре, или - того точнее, в монастырской гостинице, в 2-3 верстах от Троицкой лавры, в так называемых «пещерах у Черниговской». Пещеры эти однородные по характеру с Киевскими и похожи на катакомбы; в одной из пещер находится чудотворная, очень чтимая икона Черниговской божьей матери. Икона эта собирает сюда много тысяч богомольцев, которые несут и везут многие тысячи рублей. Обитель цветет, монахи грубеют и живут припеваючи, мало помышляя о том, о чем по положению они должны помышлять неустанно. Но это дело их... А вот я теперь свободная птица, но беда в том, что сильно поразучился петь по-птичьи, да и крылья не могу до сих пор путем расправить; очень уж засиделся в клетке. Начал писать этюды, пока очень робко, как школьник. Того ухарства, какое было, когда рисовал «картон», и в помине нет... Одно несомненно хорошо - это природа. Господи! Сколько она содержит в себе звуков, мыслей, отрывков чувств, сколько в ней мечтаний и не бессмысленных, как у образцовых земств наших, а глубоких, вдумчивых, вековечных... Вот и сидишь да и слушаешь, что природа говорит, что рассказывает лес, о чем птицы поют, слушаешь и переживаешь юность, сравниваешь свою весну с весной природы и видишь, сколько упущено, как мало, неполно понята была своя весна и с грустью видишь, что поправить ничего нельзя, все минуло и не вернется, и грустно станет, и защемит, заноет сердце... Здесь пробуду с месяц, а потом проеду, как и хотел, на север, в города Ростов, Ярославль, Углич, а там и в Уфу проберусь. Там думаю начать одну из картин. Писал ли я тебе, что В. Маковский вышел из Товарищества, обозвав их позорно - старыми девками, которые хвастаются своей невинностью... За что получил сильные нарекания... Ну довольно, а то, кажется, скоро до сплетен дойду, а это уж не дело.

145. А.А.ТУРЫГИНУ
Уфа, 27 июня 1895 г.
[...] В письме своем ты высказываешь небезосновательное предположение, что у меня есть что писать - это правда, я видел в свою краткую поездку очень много интересного, но все это так специально и так трудно выразить словом, все это нужно было видеть, слушать, а главное - чувствовать. Скажу одно, что если Италия пленяет нас своей красотой и искусством, если последнее имеет там свою родину и поныне там живет с неувядаемой силой, то искусство это и у нас есть, красота его так же живуча, но мы не так беспечны, как итальяшки, мы слишком рано делаемся зрелыми и утрачиваем наивность и жажду наслаждения природой, а с тем вместе и творчеством, нам уже кажется это не «важным», а ведь итальяшке хлеба не давай, только дай ему музыку - художество, и только за последнее время этот шарманщик сгорает манией к «политике». Виденный мною Переславль-Залесский с его историческим озером и двадцатью девятью церквами и несколькими монастырями полон глубокой старины, но он - лишь только прелюдия к чудным, своеобразным звукам, которые дает собой Ростов Великий с кремлем, его глубоко художественными храмами, звонницами и знаменитым ростовским звоном. Звон этот единственный, он имеет шесть особых мотивов, ведущих свое начало с давних времен, и мотивы эти носят наименования былых святителей ростовских, например: Авраамьевский, Дмитровский, Ионафановский и проч. А чтобы и отдаленное потомство могло иметь понятие об этом звоне - в музее находится подобранный камертон всех шести звонов. Архитектура и роспись своеобразна, первая принадлежит нашему русскому зодчему митрополиту Ростовскому Ионе Сысоевичу - она талантлива и остроумна, особенно оригинальна солея (род амвона) в церкви Спаса на сенях. Углич имеет свою прелесть по своей трогательной легенде о убиенном царе Димитрии.
Но всему венец - это Ярославль. Зодчество ярославских храмов может быть названо гениальным. В некоторых храмах сохранились образа, которые показывают, что искусство наше приближалось в свое время не только по духу своему, но и по форме к счастливому разрешению. Ну довольно, теперь я занят картинами, пишу усердно, что-то будет?.. Проживу здесь до первых чисел августа, а там в Москву, или вернее, под Москву до сентября, в начале же сентября перееду в Москву. Думаю скоро написать свои цены Парланду. Что-то мне ответят?


Дальше »

"Для меня Михаил Васильевич Нестеров был и остается великим учителем, добрым наставником. Живопись его не ярка, но деликатна, скромна по рисунку, изящна и стройна по исполнению. Стремление души человеческой к великому - к доброте и правде - уловил и воплотил в своих картинах Нестеров. Это ему настолько удалось, что за всей кажущейся патриархальностью, за дедовской Русью мы и до сего дня созерцаем в его картинах неистребимую возвышенную сущность русского народа с его вечным стремлением к добру и миру на земле. Еще начинающим художником, на первом курсе Училища, я впервые увидел его полотна и влюбился в Нестерова, в его благородство. Когда-то я делал копию с нестеровского этюда «Два лада» и всем своим существом художника почувствовал притягательную силу не только самих картин, но и самого художника как личности, всего огромного творчества его. После семнадцатого года Нестеров пришел опять-таки к портрету, к людям. Он как бы не менялся всю жизнь: та же духовная отдача, вдумчивость, любовь к человеку. В советской портретистике его портреты - это духовное явление." (Домашников Б.Ф.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru