На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

612. Ф.С.БУЛГАКОВУ
Москва, 15 сентября 1939 г.
Дорогой Федя!
Письмо Ваше с Казбека получил. Спасибо за память и поздравление (Натальи). Радуюсь, что Вы устроились, полагаю, сейчас уже работаете с увлечением. Какова-то погода? Лишь бы она не испортила дело, дала бы Вам использовать с таким трудом завоеванное время. Помните заветы Вашего учителя П.Д. - рисуйте внимательно, точно. Краски будут, они уже есть. Надо победить форму. Что сказать Вам о себе? По обстоятельствам времени я отложил свою поездку в Киев - Одессу. Не такое время, чтобы можно было разъезжать в мои семьдесят семь лет. Буду сидеть дома, и если здоровье позволит, то попробую написать у себя же дома одну интересную особу. Попробую еще раз испытать, что осталось пороху в моей старой пороховнице... Художники понемногу съезжаются. Оба Корины здесь. П.Д. работает над портретом Качалова, а тот часто хворает, хотя позирует старательно, и, видимо, обоим хочется, чтобы портрет удался, а я в это и верю. А.Д. привез этюды, обещает показать, как «наш друг Сугробов» сделает подрамки. Проездом была Остроумова-Лебедева. Ей удалось лишь поговорить со мной по телефону: так трудно было попасть на поезд. Она дежурила на вокзале целый день и вечер. Вот, кажется, и все новости, кроме газетных, которые доходят и до Казбека. [...]

613. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 18 октября 1939 г.
Благодарю Вас за письмо, за сообщение о единодушном, как Вы говорите, постановлении Ленинградский закупочной комиссии приобрести у меня портрет Елизаветы Сергеевны Крутиковой. Такое решение, полагаю, будет приятно Е.С. Приятно оно и мне, несколько смущает меня одно. Когда приобретенные у меня музеем портреты увидят свет, музейный свет, а не пыль запасников? У Вас круглый год «кочующие караваны» выставок, сменяя одна другую. Эти выставки совершенно вытеснили из Русского музея все основное, всех Врубелей, Коровиных, Головиных, у которых было бы чему поучиться... Ничего нет мудреного, что к Вам в музей посетителей не загонишь. Они без охоты несут к Вам свои рубли. Если бы эти выставки оставались у Вас на месяц, много - на два, а то они длятся по полугоду и больше, не лучше ли бы было для таких выставок создать особый дворец, что ли... Картины таких выставок мало имеют общего с искусством в его настоящем, непреходящем значении. Так думаю не только я, но то же сказал бы Вам Суриков, Репин, сказали бы Иванов, Брюллов и многие, многие из нас. Ведь так дело может дойти до особых мастерских-фабрик, где в старые времена исполнялись казенные и частные заказы гражданского и церковного характера. Рядом с такими мастерскими-фабриками естественно возникали разные «передвижники», «мирискусники», кои и давали Суриковых, Врубелей и других, словом, спасали бедное искусство. Искусство имеет свое предопределение, и мы все, люди к нему причастные, этого забывать не можем, не смеем. Вот видите, какое неожиданное письмо написалось... Что сказать Вам о себе?.. - работаю мало: нет охоты, быть может, в свое время переработал, устал. Да и здоровье мое все хуже и хуже, годы берут свое. [...]

614. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 9 ноября 1939 г.
[...] Теперь я расскажу Вам о делах художественных. Писал ли я Вам, что Комитет по делам искусств постановил создать галерею «знаменитых людей», в число коих попал и я. Сейчас художники заняты этим делом. Павлу Дм. Корицу предложено написать несколько портретов: актеров - Качалова, Леонидова (уже написал прекрасный портрет), академика Баха, А.Толстого и мой, коим Павел Дмитриевич сейчас и занят. В угле я видел, интересно, хотя и рискованно. Было уже восемь сеансов, трудных. Работает Павел Дмитриевич горячо, а я не знаю - выдержу ли. В свою очередь и я начал рисовать портрет скульптора Мухиной (Парижская группа на Советском павильоне). Но начну ли красками (после Корина) - не знаю. [...]

615. Н.А.ЦЫГАНОВУ
Москва, 15 декабря 1939 г.
Многоуважаемый Николай Алексеевич!
На днях я слышал, что у вас в Ленинграде предполагается в феврале чествование Е.С. Кругликовой по случаю ее 75-летия и что на этом празднестве имеется в виду показать портрет Елизаветы Сергеевны моей работы. Если этот слух верен, то, полагаю, было бы хорошо заблаговременно портрет этот получить из Москвы (кстати уж и «Портрет девушки»). При нашем последнем свидании было решено, что портрет Е.С. будет взят у меня в январе 1940 г. по уплате уговоренной суммы (налог за портрет оплачивается музеем в 1941 году). Говорилось также, что моя рама не годится и будет заменена другой, переделанной из ваших старых, на что нужно время, а потому я посылаю Вам здесь точную мерку с портрета, чтобы он не остался ко дню юбилея без рамы.

1940
616. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 2 января 1940 г.
[...] Писал ли я Вам, что Павел Дм. Корин написал с меня давно жданный моими друзьями портрет. Портрет очень интересный, лучший из всех с меня написанных. Он сейчас на выставке и вызывает много толков, особенно среди молодежи. [...]

617. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 7 марта 1940 г.
[...] Рад, что портрет П.Д.Корина с меня Вам понравился, он очень выигрывает в красках; ничего банального. Сейчас портрет приобретен в Третьяковскую галерею. Видимо, там же будут и портреты Корина с Леонидова и Алексея Толстого - только что написанный - очень интересно. [...]


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru