Часть четвертая
612. Ф.С.БУЛГАКОВУ
Москва, 15 сентября 1939 г.
Дорогой Федя!
Письмо Ваше с Казбека получил. Спасибо за память и поздравление (Натальи). Радуюсь, что Вы устроились, полагаю, сейчас уже работаете с увлечением. Какова-то погода? Лишь бы она не испортила дело, дала бы Вам использовать с таким трудом завоеванное время. Помните заветы Вашего учителя П.Д. - рисуйте внимательно, точно. Краски будут, они уже есть. Надо победить форму.
Что сказать Вам о себе? По обстоятельствам времени я отложил свою поездку в Киев - Одессу. Не такое время, чтобы можно было разъезжать в мои семьдесят семь лет. Буду сидеть дома, и если здоровье позволит, то попробую написать у себя же дома одну интересную особу. Попробую еще раз испытать, что осталось пороху в моей старой пороховнице...
Художники понемногу съезжаются. Оба Корины здесь. П.Д. работает над портретом Качалова, а тот часто хворает, хотя позирует старательно, и, видимо, обоим хочется, чтобы портрет удался, а я в это и верю. А.Д. привез этюды, обещает показать, как «наш друг Сугробов» сделает подрамки.
Проездом была Остроумова-Лебедева. Ей удалось лишь поговорить со мной по телефону: так трудно было попасть на поезд. Она дежурила на вокзале целый день и вечер.
Вот, кажется, и все новости, кроме газетных, которые доходят и до Казбека. [...]
613. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 18 октября 1939 г.
Благодарю Вас за письмо, за сообщение о единодушном, как Вы говорите, постановлении Ленинградский закупочной комиссии приобрести у меня портрет Елизаветы Сергеевны Крутиковой. Такое решение, полагаю, будет приятно Е.С. Приятно оно и мне, несколько смущает меня одно. Когда приобретенные у меня музеем портреты увидят свет, музейный свет, а не пыль запасников? У Вас круглый год «кочующие караваны» выставок, сменяя одна другую. Эти выставки совершенно вытеснили из Русского музея все основное, всех Врубелей, Коровиных, Головиных, у которых было бы чему поучиться...
Ничего нет мудреного, что к Вам в музей посетителей не загонишь. Они без охоты несут к Вам свои рубли. Если бы эти выставки оставались у Вас на месяц, много - на два, а то они длятся по полугоду и больше, не лучше ли бы было для таких выставок создать особый дворец, что ли... Картины таких выставок мало имеют общего с искусством в его настоящем, непреходящем значении. Так думаю не только я, но то же сказал бы Вам Суриков, Репин, сказали бы Иванов, Брюллов и многие, многие из нас. Ведь так дело может дойти до особых мастерских-фабрик, где в старые времена исполнялись казенные и частные заказы гражданского и церковного характера. Рядом с такими мастерскими-фабриками естественно возникали разные «передвижники», «мирискусники», кои и давали Суриковых, Врубелей и других, словом, спасали бедное искусство. Искусство имеет свое предопределение, и мы все, люди к нему причастные, этого забывать не можем, не смеем. Вот видите, какое неожиданное письмо написалось...
Что сказать Вам о себе?.. - работаю мало: нет охоты, быть может, в свое время переработал, устал. Да и здоровье мое все хуже и хуже, годы берут свое. [...]
614. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 9 ноября 1939 г.
[...] Теперь я расскажу Вам о делах художественных. Писал ли я Вам, что Комитет по делам искусств постановил создать галерею «знаменитых людей», в число коих попал и я. Сейчас художники заняты этим делом. Павлу Дм. Корицу предложено написать несколько портретов: актеров - Качалова, Леонидова (уже написал прекрасный портрет), академика Баха, А.Толстого и мой, коим Павел Дмитриевич сейчас и занят. В угле я видел, интересно, хотя и рискованно. Было уже восемь сеансов, трудных. Работает Павел Дмитриевич горячо, а я не знаю - выдержу ли.
В свою очередь и я начал рисовать портрет скульптора Мухиной (Парижская группа на Советском павильоне). Но начну ли красками (после Корина) - не знаю. [...]
615. Н.А.ЦЫГАНОВУ
Москва, 15 декабря 1939 г.
Многоуважаемый Николай Алексеевич!
На днях я слышал, что у вас в Ленинграде предполагается в феврале чествование Е.С. Кругликовой по случаю ее 75-летия и что на этом празднестве имеется в виду показать портрет Елизаветы Сергеевны моей работы.
Если этот слух верен, то, полагаю, было бы хорошо заблаговременно портрет этот получить из Москвы (кстати уж и «Портрет девушки»). При нашем последнем свидании было решено, что портрет Е.С. будет взят у меня в январе 1940 г. по уплате уговоренной суммы (налог за портрет оплачивается музеем в 1941 году).
Говорилось также, что моя рама не годится и будет заменена другой, переделанной из ваших старых, на что нужно время, а потому я посылаю Вам здесь точную мерку с портрета, чтобы он не остался ко дню юбилея без рамы.
1940
616. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 2 января 1940 г.
[...] Писал ли я Вам, что Павел Дм. Корин написал с меня давно жданный моими друзьями портрет. Портрет очень интересный, лучший из всех с меня написанных. Он сейчас на выставке и вызывает много толков, особенно среди молодежи. [...]
617. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 7 марта 1940 г.
[...] Рад, что портрет П.Д.Корина с меня Вам понравился, он очень выигрывает в красках; ничего банального. Сейчас портрет приобретен в Третьяковскую галерею. Видимо, там же будут и портреты Корина с Леонидова и Алексея Толстого - только что написанный - очень интересно. [...]
Дальше » |