На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

612. Ф.С.БУЛГАКОВУ
Москва, 15 сентября 1939 г.
Дорогой Федя!
Письмо Ваше с Казбека получил. Спасибо за память и поздравление (Натальи). Радуюсь, что Вы устроились, полагаю, сейчас уже работаете с увлечением. Какова-то погода? Лишь бы она не испортила дело, дала бы Вам использовать с таким трудом завоеванное время. Помните заветы Вашего учителя П.Д. - рисуйте внимательно, точно. Краски будут, они уже есть. Надо победить форму. Что сказать Вам о себе? По обстоятельствам времени я отложил свою поездку в Киев - Одессу. Не такое время, чтобы можно было разъезжать в мои семьдесят семь лет. Буду сидеть дома, и если здоровье позволит, то попробую написать у себя же дома одну интересную особу. Попробую еще раз испытать, что осталось пороху в моей старой пороховнице... Художники понемногу съезжаются. Оба Корины здесь. П.Д. работает над портретом Качалова, а тот часто хворает, хотя позирует старательно, и, видимо, обоим хочется, чтобы портрет удался, а я в это и верю. А.Д. привез этюды, обещает показать, как «наш друг Сугробов» сделает подрамки. Проездом была Остроумова-Лебедева. Ей удалось лишь поговорить со мной по телефону: так трудно было попасть на поезд. Она дежурила на вокзале целый день и вечер. Вот, кажется, и все новости, кроме газетных, которые доходят и до Казбека. [...]

613. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 18 октября 1939 г.
Благодарю Вас за письмо, за сообщение о единодушном, как Вы говорите, постановлении Ленинградский закупочной комиссии приобрести у меня портрет Елизаветы Сергеевны Крутиковой. Такое решение, полагаю, будет приятно Е.С. Приятно оно и мне, несколько смущает меня одно. Когда приобретенные у меня музеем портреты увидят свет, музейный свет, а не пыль запасников? У Вас круглый год «кочующие караваны» выставок, сменяя одна другую. Эти выставки совершенно вытеснили из Русского музея все основное, всех Врубелей, Коровиных, Головиных, у которых было бы чему поучиться... Ничего нет мудреного, что к Вам в музей посетителей не загонишь. Они без охоты несут к Вам свои рубли. Если бы эти выставки оставались у Вас на месяц, много - на два, а то они длятся по полугоду и больше, не лучше ли бы было для таких выставок создать особый дворец, что ли... Картины таких выставок мало имеют общего с искусством в его настоящем, непреходящем значении. Так думаю не только я, но то же сказал бы Вам Суриков, Репин, сказали бы Иванов, Брюллов и многие, многие из нас. Ведь так дело может дойти до особых мастерских-фабрик, где в старые времена исполнялись казенные и частные заказы гражданского и церковного характера. Рядом с такими мастерскими-фабриками естественно возникали разные «передвижники», «мирискусники», кои и давали Суриковых, Врубелей и других, словом, спасали бедное искусство. Искусство имеет свое предопределение, и мы все, люди к нему причастные, этого забывать не можем, не смеем. Вот видите, какое неожиданное письмо написалось... Что сказать Вам о себе?.. - работаю мало: нет охоты, быть может, в свое время переработал, устал. Да и здоровье мое все хуже и хуже, годы берут свое. [...]

614. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 9 ноября 1939 г.
[...] Теперь я расскажу Вам о делах художественных. Писал ли я Вам, что Комитет по делам искусств постановил создать галерею «знаменитых людей», в число коих попал и я. Сейчас художники заняты этим делом. Павлу Дм. Корицу предложено написать несколько портретов: актеров - Качалова, Леонидова (уже написал прекрасный портрет), академика Баха, А.Толстого и мой, коим Павел Дмитриевич сейчас и занят. В угле я видел, интересно, хотя и рискованно. Было уже восемь сеансов, трудных. Работает Павел Дмитриевич горячо, а я не знаю - выдержу ли. В свою очередь и я начал рисовать портрет скульптора Мухиной (Парижская группа на Советском павильоне). Но начну ли красками (после Корина) - не знаю. [...]

615. Н.А.ЦЫГАНОВУ
Москва, 15 декабря 1939 г.
Многоуважаемый Николай Алексеевич!
На днях я слышал, что у вас в Ленинграде предполагается в феврале чествование Е.С. Кругликовой по случаю ее 75-летия и что на этом празднестве имеется в виду показать портрет Елизаветы Сергеевны моей работы. Если этот слух верен, то, полагаю, было бы хорошо заблаговременно портрет этот получить из Москвы (кстати уж и «Портрет девушки»). При нашем последнем свидании было решено, что портрет Е.С. будет взят у меня в январе 1940 г. по уплате уговоренной суммы (налог за портрет оплачивается музеем в 1941 году). Говорилось также, что моя рама не годится и будет заменена другой, переделанной из ваших старых, на что нужно время, а потому я посылаю Вам здесь точную мерку с портрета, чтобы он не остался ко дню юбилея без рамы.

1940
616. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 2 января 1940 г.
[...] Писал ли я Вам, что Павел Дм. Корин написал с меня давно жданный моими друзьями портрет. Портрет очень интересный, лучший из всех с меня написанных. Он сейчас на выставке и вызывает много толков, особенно среди молодежи. [...]

617. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 7 марта 1940 г.
[...] Рад, что портрет П.Д.Корина с меня Вам понравился, он очень выигрывает в красках; ничего банального. Сейчас портрет приобретен в Третьяковскую галерею. Видимо, там же будут и портреты Корина с Леонидова и Алексея Толстого - только что написанный - очень интересно. [...]


Дальше »

"По всей сути картин, по выбору тем и красок мое творчество далеко от Нестерова. Мы отличаемся в манере изображения «давних дней», хотя меня, как и его, волнует история родного народа, его характер, думы и чаяния. Поиск тончайших движений души народной - вот что, прежде всего, привлекает в Нестерове. Над ним не властны ни всевозможные моды, ни разнообразные течения, он весь в вечности. И еще один немаловажный момент. Необъяснимая молодость воплощена Нестеровым. Я смотрю на его полотна и за полутонами найденных красок вижу крепкие крылья, сокровенную силу вечно молодой России. Нестеров покоряет меня своими точными, какими-то просто одухотворенными портретами. Его синий фон, сливаясь с голубоватым колоритом, на многих портретах, например, на портрете Льва Толстого и Н.М.Нестеровой, дочери художника, дышат теплотой и вечной радостью жизни..." (Ахмат Лутфуллин)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru