На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

525. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 4 июня 1933 г.
Спасибо тебе, старина, за память и поздравление меня с 71-й годовщиной пребывания моего на нашей прекрасной планете. День 19 мая (1 июня) прошел многолюдно, шумно, народу набралось больше прошлогоднего, куча цветов, тортов и проч., однако дело обошлось без речей. Завтра «тезоименитство» - будет кое-кто и завтра. Рад, что П.И. меня побаловал, развесил мои вещи, по твоим словам, прекрасно. С описанием сего письма я не получал, а потому прошу не полениться - написать второе, такое же, и даже, если можно, более точное, с планом развески (какой зал?). Здесь тоже меня почтили: приглашали и на выставку («15 лет»), чуть дело не дошло до «депутации», но где мне, старому, участвовать с молодежью: разве за ними угоняешься, а потому дело, по-видимому, обойдется и без меня. Нашел себе по душе модель, собираюсь писать портрет, и страшно: а вдруг не выйдет?! Ну да посмотрим. Корины на выставку ставят: Павел - портрет Горького и большой этюд отца с сыном, также два итальянских пейзажа и ряд акварелей, тоже итальянских. Он будет представлен хорошо. Слава его здесь растет стихийно. Этюды подходят к концу, еще написать фон, и тогда надо приниматься за картину, хотел бы дожить до ее появления. Александр ставит несколько этюдов и рисунков. Все время работает над материалом к своей, никому не ведомой, картине... Я на обоих братьев не нарадуюсь. [...]

526. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 12 июня 1933 г.
[...] Ну, что с тобой поделаешь - придется ждать письма П.И., а пока что заняться портретом, начатым с одного даровитого хирурга, мастера своего дела, похожего и на Рахманинова, и на К.П.П-ва. Портрет затеял сложный - в операционным зале, где я теперь бываю, смотрю, как потрошат людишек, как оттяпывают им руки-ноги, и все это проделывают с величайшим спокойствием, с деловитостью - и людишки потом бегают, благодарят и часто живут подолгу... Полагаю, в начале июля портрет будет готов, и тогда, если ты соблаговолишь написать, есть ли у вас «номера для приезжающих» и где, в каком месте такие водятся, то, быть может, и приеду в ваш город - посмотреть то и се (тебя, твой примус и проч.). Числа 20-го здесь открывается «юбилейная» выставка, слышно, огромная, но пустая. [...]

527. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 14 июля 1933 г.
[...] Был тут на выставочных торжествах П.И. посетил и меня дважды. Порассказал много хорошего, о музее, о развеске моих картин и проч. Мы тут торжествовали, открывали выставки с большой помпой, теперь пожинаем лавры. На мою долю выпал тоже один или два оброненных ненароком лавровых листа. С непривычки не знал, что с ними делать, чуть было, сдуру, не положил их в суп... Ты, конечно, знаешь от П.И., что на сей раз и я участвую на выставке, после долгих размышлений поставил портрет Кориных и этюд с Алексея. На самой выставке еще не был и как повешены вещи - сам не видал, слышно, около них стоит народ, размышляет, тот ли это Нестеров, который и т.д. Грабарь и кое-кто еще признают мое «первенство» на выставке. Но ты знаешь, что все в мире относительно... а потому я носа не задираю и даже совсем напротив. [...] Портрет хирурга Юдина почти окончил, не знаю, «шедевр» ли это или только полушедевр, окончание работы и время определит стоимость работы. [...]

528. А.А.ТУРЫГИНУ
Мураново, 25 июля 1933 г.
[...] Сейчас наслаждаюсь чудным воздухом Муранова и людьми, его населяющими, умными, интересными, живыми... Вернусь домой к 1 августа, закончу портрет (сеанса на два-три) и к Вам. На выставке, кажется, я имею успех, о портрете пишут, говорят просто и по радио, дивятся моей бодрой старости, так сказать, «неувядаемости», хотя и преувеличивая лета на целый лишний год. Однако все это диктует, что время бросить баловаться кистью; ибо плохо, когда будут дивиться тому, что я одряхлел, выжил из ума и все же пишу и пишу, не зная ни стыда, ни совести. Тогда будет хуже. Не так ли? [...]

529. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 12 августа 1933 г.
Вы, полагаю, уже получили мою открытку из Питера, опущенную в день приезда туда вчера. Из нее вы знаете, что я ехал «с удобствами» и что сии удобства стоили мне 10 р. Знаете и то, что меня Владимир Иванович встретил с автомобилем и в четверть часа довез до дома, где мне была уготована комната и пр., что празднование именин было отложено до сегодняшнего дня в Колтушах, что я был в музее, где ждал меня очень постаревший Турыгин, что вечером я был у него, болтали, пили портвейн, а вернувшись, я нашел там Евгению Сергеевну очень милой, но, представьте, с сильной сединой в волосах... Сегодня утром мы вчетвером (со старым другом - ассистентом Ивана Петровича) отправились в Колтуши, ехали 25 верст минут тридцать. Издалека увидали новый дом, а затем на подъезде и самого хозяина, тоже постаревшего, но такого же бодрого, энергического. Серафима Васильевна тоже встретила нас, она совершенно не изменилась. Сейчас же приступили к очень вкусному завтраку, потом я отправился в отведенную мне чудесную комнату и спал часа два, после чего пошел гулять в разведенный сад, где много всяких цветов, ягод и прочих хороших вещей.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "К моей матери я питал особую нежность в детстве, хотя она и наказывала меня чаще, чем отец, за шалости, а позднее, в юности и в ранней молодости, мать проявляла ко мне так круто свою волю, что казалось бы естественным, что мои чувства как-то должны были бы измениться. И, правда, эти чувства временно переменились, но, однако, с тем, чтобы вспыхнуть вновь в возрасте уже зрелом. В последние годы жизни матери и теперь, стариком, я вижу, что лишь чрезмерная любовь ко мне заставляла ее всеми средствами, правыми и неправыми, так пламенно, страстно и настойчиво препятствовать моей ранней женитьбе и вообще искоренять во мне все то, что она считала для меня - своего единственного и, как она тогда называла меня, ненаглядного - ненужным и неполезным."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru