Часть четвертая
552. М.М.ОБЛЕЦОВОЙ
Москва, 7 сентября 1934 г.
[...] В Колтушах я пробыл две недели и дня два-три в Питере, где был в Эрмитаже и Русском музее, посмотрел на содеянное мною когда-то. По приезде сюда ко мне обратился теперешний ректор Академии художеств с предложением профессуры в Академии и, если я соглашусь, с переездом из Москвы, с квартирой при Академии и проч. Я предложение отклонил: стар и дело для меня новое, мало симпатичное. Как-нибудь проживу и так. Летом написал портрет (с скульптора Иванова-Шадра). Хвалят.
553. И.П.ПАВЛОВУ
Москва, сентябрь 1934 г.
Глубокоуважаемый Иван Петрович!
На днях исполнится Вам 85 лет, из них большая часть отдана была Вами русской науке, в ней Вы заняли одно из самых почетных мест. Вы стяжали славу в родной земле, Вас узнали и оценили народы всех стран мира, Вы - достояние всего человечества.
Мне, как художнику, выпало на долю не только знать Вас лично, но и написать Ваш портрет. Я трижды провел с Вами и с Вашей семьей незабываемые дни в Колтушах. В день Вашего 85-летия жена и я приносим Вам наши поздравления и пожелания здоровья, благополучия и радости среди близких Ваших.
Я прошу Вас в этот день принять от меня на память повторение Вашего портрета, его Вам передаст 27 сентября Всеволод Иванович. Мы оба с женой поздравляем Серафиму Васильевну, Вашего верного и достойного спутника славной жизни и трудов Ваших, с семейным праздником. Наш привет шлем всему Вашему семейству.
554. А.А.РЫЛОВУ
Москва, 5 октября 1934 г.
Дорогой Аркадий Александрович!
Спасибо Вам за письмо. Конечно, я жалею, что Вас не застал дома, не видал Ваших последних работ, новой картины, все это я надеюсь увидать на Вашей московской выставке в декабре - январе.
Те вещи, что сейчас поступили в галерею с юбилейной выставки, я люблю за их свежесть, за то, что они такие Ваши, такие характерные для Вас, нашего северного живописца пейзажа.
Так хорошо, что Вы снова чувствуете себя помолодевшим и работаете тоже по-молодому.
Я в минувшее лето и погулял вне Москвы, но «жиру» не накопил, здоровья тоже. Моя поездка в Ярославль была в этом смысле бесплодна, к тому же в конце третьей недели моих гостин там я повредил ногу и сейчас еще вожусь с ней; врачи нашли выделение солей, попросту подагру, вещь совершенно стариковскую, сейчас меня лечат - и успешно - рентгеном.
После Ярославля меня пригласил Ив. Петр. Павлов к себе в Колтуши, где я пробыл еще три недели в полном покое, в отличных условиях и тоже без особой пользы для моего здоровья. Вот тогда-то, после Колтуш, я и был у Вас, у А.П.Остроумовой-Лебедевой и у Кругликовой, никого не застав, походил по Эрмитажу, по Русскому музею и вернулся к своим Пенатам...
Работал я, по обычаю последних лет, мало, так по портрету в год (кои, как Вы знаете, я не считаю своей специальностью, просто, можно сказать, «балуюсь»). В минувшее лето я снова разрешился портретом со скульптора Иванова-Шадра. Это не свойственное мне занятие меня тешит, и за то богу слава. Вот и сейчас, в эти осенние дни, я снова одержим портретописанием, начал еще один, чисто живописного свойства. И то сказать, на что не дерзает отчаяние, вызываемое старостью!
Итак, дорогой Аркадий Александрович, быть может, к московской выставке Вы и сами пожалуете сюда. Многие москвичи и я среди них буду рад видеть Вас у себя на Сивцевом Вражке (д. 43, к. 12), показать кое-что из того, что сделано за последние лет двадцать.
Походим и здесь, в Москве, по музеям.
555. П.Д.КОРИНУ
Москва, 30 октября 1934 г.
Дорогой Павел Дмитриевич!
Вы порадовали меня тем, что Крым принес Вам пользу, что нога стала подживать и что Вы понемногу работаете...
Ваши наброски очень хороши, они дают ясное представление о том пейзаже, среди которого Вы сейчас проживаете.
Хочется видеть и Вас, поздоровевшим и окрепшим, и Ваши новые работы.
Я тоже что-то «раскомпоновался», как говорил некий Горшков - вятич, приятель Виктора Михайловича... Никак не могу уняться: написал еще один портрет с Алексея Николаевича Северцова. Задачу себе поставил трудную, чисто живописную, а как вышел из положения - приедете, сами, увидите. Те же, кто видел, не ругают, а я и рад...
Смотрел работы Александра Дмитриевича, - успех сделал несомненный, не покидая лучших традиций своей Родины, оставаясь непосредственным наблюдателем природы, проникаясь ее красотами, не только внешними, он дерзает и на живописную сторону дела - у него являются краски. Что-то будет дальше?.. По нему вижу, что русский живописец обходился и может обходиться без гг. Сезаннов, и от такого обстоятельства худа не бывает. Непосредственный «контакт» нашего глаза, нашего внутреннего восприятия, а природа только помогает делу. Рисунок А.Д. остается точным.
Портрет Шадра, вероятно, будет в галерее.
Ну, что Вам еще написать, мой дорогой Павел Дмитриевич. Остается погода, она скучная, осенняя, темно и так будет еще с месяц, а там зима, свет и можно будет подумать о работе... Скучно ведь без нее.
Дальше » |