На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

497. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 18 июня 1931 г.
По самому письму твоему, старик, вижу, что писать тебе нечего... Плохо, когда старческое одиночество заставляет высасывать из себя давно бывший в голове греческий рисунок. И пока ты понемногу, медленно его обдумываешь, в эти самые дни я, твой антипод, одним махом уничтожил свою «Варвару»: взял нож и раз-раз - и нет «Варвары», а она когда-то принесла мне медаль с Парижской всемирной выставки, побывала с Дягилевым в Берлине, Мюнхене, Дюссельдорфе. И еще недавно - в Америке. Нет «Варвары» - цела от нее хорошая рама и подрамок, из которого мне сейчас, за неимением материала, состряпают два-три небольших, ходовых. На них появятся новые шедевры. А в голове они так и «клокочут». Жаль, что нет красок, нет много чего... Ну, да ладно!.. На лето есть у меня и другие планы, написать портрет с необыкновенно интересной, умной и полной (вроде моего «Яна Станиславского») дамы. Если это дело состоится - то придется пожить в Муранове, куда сия дама приедет погостить. Надо, чтобы твой портрет был закончен, и так, чтобы музей мог обогатиться им. Я время от времени пописываю: недавно написал этюд «В.И.Икскуль», хвалят. [...]

498. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 18 июля 1931 г.
[...] Вернулся П.Д.Корин из деревни, где написал отличный этюд (в натуральную величину). Вообще его этюды к задуманной картине - чудесные, они сами по себе художественная ценность, ими многие здесь интересуются, о них говорят и проч., а я твердо верю, что из П.Д. выйдет большой художник. Читал ли ты воспоминания Григоровича (так себе), там много о Иванове и о Крамском.

499. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 24 сентября 1931 г.
Твое письмо, Александр Андреевич, мало утешило меня: и твое неясное положение, и твое безденежье мне не нравятся. Не нравится мне и то, что болеет Петр Иванович, я его как-то люблю, во всяком случае ценю его порядочность: она несомненна. Передай ему, если будешь, мой привет и пожелание скорее попасть в Хосту. А у нас в Москве, в нашем художественном муравейнике, событие большой важности, о нем все говорят, судят-рядят, радуются, а больше того - завидуют. На той неделе встретил я П.Д.Корина. [...] посетил их, братьев Кориных, целый «сонм», с Максимом Горьким во главе, оставались часа два, - пересмотрели все работы, все этюды, всех, кого за последние два года написал П.Д. для своей картины. Много хвалили, восхищались, результатом же было предложение Горького ехать братьям с ним в октябре за границу: Павлу - в Италию, Александру - в Париж (для копирования в Лувре «Джоконды»). Все произошло, как в сказке, по щучьему веленью, по Максимову хотенью... В настоящее время все оформлено, все выяснено. Едут братья, самое меньшее, на полгода. Таким образом, сбываются мечты обоих: одного - увидеть великих мастеров, Сикстинскую капеллу, увидеть всех, всех Тицианов, Веронезов, другого - увидеть их же и скопировать «Монну Лизу» («Мадонну Литта» Горький очень упрашивал Ал.Дмитриевича продать ему, тот с простодушием и прямотой ответил, что он «не торгует»... Вот какие дела-то!). Вся эта история и меня взволновала: вспомнилась далекая молодость, мои мечты и их осуществление. А потом и все, что пришлось пережить последние годы... Во время посещений Горький видел мой ранний портрет с Павла Дмитриевича, хвалил, спрашивал, не ученик ли Корин мой? тот, как всегда, ответил утвердительно (хотя я-то, кроме Турыгина, учеников в жизни не имел).[...]

500. А.Д. и П.Д.КОРИНУ
Москва, декабрь 1931 г.
Здравствуйте, дорогие мои Павел Дмитриевич и Александр Дмитриевич!
Ваше римское письмо перенесло меня в далекое прошлое. То, что переживаете вы сейчас, что видите, чем восхищаетесь, что изучаете, все это прошло передо мною более сорока лет тому назад... и Петр, и Ватикан, и Микеланджело, и Рафаэль, Аппиева дорога с виадуком, все, все прошло перед моими молодыми глазами, и я с великим восторгом впитывал тогда эти видения, этот «сон наяву». Ваши письма разные, как Вы сами, и, конечно, Вы, Павел Дмитреевич, должны были зарисовывать «Сибиллы», а Вы, Александр Дмитреевич, - «Афинскую школу». Но ни тот, ни другой не упоминаете в своих письмах о моем любимом рафаэлевом «Пожаре в Борго». Помните ли общий тон этой фрески, цвет тела старца, полноту гармонии, благородство, тот такт великого художника, ту меру, правду и мудрость, какие он влагает в свое создание? Тут, в этой первой зале, Рафаэль как бы впервые находит себя, и вся сила его молодого гения, откровения веселит его, насыщает картину звуками, формами, линиями, драматизмом. Тут, глядя на «Пожар в Борго», вспоминаешь и Брюлловскую «Помпею» и «Медный змий» Бруни; их обоих, и Брюллова, и Бруни, «Пожар» привел к сильнейшему трагическому возбуждению в их творчестве. Это письмо найдет Вас, вероятно, во Флоренции. Там опять Микеланджело- уже скульптор, и его духовная полярность - Фра Беато Анжелико, с его чистотой помыслов и чувств и его неземными видениями, и все это - и бурный Микеланджело, и тихий Фра Анжелико, - все это прекрасно по-своему и будет на пользу Вам обоим.


Дальше »

"Михаил Васильевич Нестеров. Один из самых прекрасных, строго-прекрасных русских людей, встреченных мною за всю жизнь. Вот его портрет как-то не попал на палитру ни Толстого, ни Достоевского. Между тем не зная, особенно не видав и не слушав Нестерова, нельзя понять, откуда же вышла русская земля .... Он был очень скромен, неречист, почти застенчив, но все это прекрасно и гармонично, без преувеличения .... Он был непрерывно озабочен ... и "развалившись" я его не видал .... Говорят: "русские люди недеятельны", "пассивны", но вот Нестеров: в нем огня и энергии было побольше, чем в Штольце, и побольше даже, чем в Герцене ... Я его любил как брата, как друга и родственника, его нельзя было "не любить", "не почитать". Я его почитал и горжусь этим. Я думаю - он вполне исторический человек. Одухотворение, несущееся из его картин, никогда не забудется. Он создал "стиль Нестерова", и тот стиль никогда не повторится." (Розанов В.В.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru