На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья
» Часть четвертая - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54
Михаил Нестеров   

Часть четвертая

545. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 30 июля 1934 г.
[...] Я отправился к Александру в мастерскую. Он и Танечка были дома, оба счастливые, поправившиеся. Посмотрел портрет, остался доволен, постучал к Александру, он пришел и очень похвалил работу, сказал, что Шадр выпадает из всех моих портретов. Что это едва ли не самый из них сильный - реальный. Я был рад, отправился на Кузнецкий в «Художник», там встретил Славинского. Он затащил к себе в кабинет. Созвонились с Шадром, он выздоровел, но сегодня вечером едет на Урал за мрамором. Явился Кончаловский и пошел... начали друг друга превозносить. Тут удержу не было. Оказалось, что «Сережа» равен портретам Репина лучшей поры... Явился Шадр, и тайна того, что я с него пишу, открылась! Сговорились на сегодня с утра (с 9 часов) работать, может быть, успею написать руки, едет Шадр дней на десять-двенадцать. Пили чай, бойко болтали, получил подарки (карандаши - настоящий Фабер) и новые издания «Художника». Затем на ихнем автомобиле был доставлен в галерею, там тоже одни приятности; директором назначен старик Кристи, что был и раньше. Он хороший, честный. «Старички» и «Молчание» повешены идеально, так же как и портреты. Рамы готовы, Кристи в разговоре высказал пожелание иметь «для симметрии» к трем уже висящим портретам четвертый, я обещал ему сказать, когда будет готов Шадр. (А Кончаловский со Славянским болтали о том, что надо приобрести у меня «Сережу»; я, как мог, «брыкался».) [...]

546. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 4 августа 1934 г.
[...] Я кончил портрет, он удался, многие уже видели, очень хвалят, находят его одним из самых лучших моих портретов, «неожиданным» и проч., говорят, что он должен быть в галерее и т.п. Я тоже думаю, что портрет удался, живой, свежий, реальный, как ни один предыдущий. Вот какой старик молодец! Приехали Павловы (сын с женой), привезли письмо от стариков. Они зовут меня на август в Колтуши, - раздумываю, [...] может быть, придется начать еще портрет женский (Е.П.П.), и тогда не до поездок; однако это дело еще не решенное. [...]

547. Е.П.НЕСТЕРОВОЙ
Колтуши, 17 августа 1934 г., 8 часов утра
Вот я и опять в любезных Колтушах! Все еще спят, и только на дальней скамейке сидит какая-то бодрствующая женская душа, кто - не разберу... Погода тихая, ясная, славное северное утро. Доехал я вполне благополучно, пыталась со мной повести беседу моя визави, не удалось, так и доехали в «молчанку». На вокзале меня ждал Анд. Ник. Потемкин на чудесном «линкольне» (с собачкой), и мы плавно покатили по уже проснувшемуся Невскому. Заехали в аптеку за боржомом, и дальше. Сидя в такой чудесной машине, испытываешь, думаю, однородность ощущений с каким-нибудь маркизом XVIII века, едущим в золотой карете шестериком. Судя по своей натуре, - если приличной, то «снисхождение» к бедному человечеству, бегущему по улице, едущему на «конке»; если же едущий на таком «линкольне» - поганец, он чувствует глубокое презрение к этому «человечеству», к так называемым «массам», в лучшем случае такой сеньор их не замечает. Так или иначе, но через сорок минут мы были в Колтушах (старая машина везла час). И я увидал чудный законченный дом и на ближней террасе всю семью с И.П. во главе. Самая сердечная встреча, расспросы, передача поклонов от «неизвестного профессора» и друг., и через террасу - лестницу, заставленную цветами (их масса повсюду), попал прямо к завтраку, от пищи, очень, видимо, вкусной, воздерживался (и как это было трудно). Оживленные разговоры с Ив.П. и Верой Ив.; Владимир Иванович больше молчит и очень ласков с обеими девочками, милыми светлыми блондинками. Татьяна Николаевна решительная, стройная, ведет хозяйство и сидит против Ивана П-ча за хозяйку.
После завтрака в стеклянной террасе недолгий разговор, и я пошел спать (спал дорогой неважно). Получил «Переписку Чайковского с фон-Мекк» и отправился в свою комнату, чудесную с «шагреневыми» кофейного цвета обоями и соответствующей обстановкой и погрузил свое многогрешное тело в мягкие объятия тюфяка постели. В 4 часа пили чай и много разговаривали, потом все пошли к новому помещению Розы и Рафаэля, смотрели на их «достижения», затем с И.П. мы прошли в сад и там, на скамейке, проговорили до обеда. Разговор был увлекательно-занимательный (общий), и если его содержание не забуду, то расскажу. Обед - опять разговор с И.П. и В.И. после на террасе, и в 10 часов спать. Вот как прошел первый день... Ив.П. и Сераф. Вас. совершенно не изменились за год. И.П. далее «помолодел». Та же живость в движении и речи. Словом, все как нельзя лучше... С сегодняшнего дня разрешение вина и елея. Сейчас позовут к утреннему чаю. У Вл. Ив. висит моя небольшая, в большой рамке «Девушка по снегу на вечерней заре идет за водой», времен передвижных, недавно купленная. [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Учитель мой Перов не был сильным рисовальщиком и при всем желании помогал нам мало. Не давались ему и краски: он сам искал их и не находил. Сила его как художника была не в форме, как таковой, и не в красках. В его время все это вообще было на втором плане. Его сила была в огромной наблюдательности, в зоркости внутреннего и внешнего глаза. Его острый ум сатирика, сдобренный сильным, горячим и искренним чувством, видел в жизни и переносил на холст незабываемые сцены, образы, типы. Он брал человеческую душу, поступки, деяния, жизнь человеческую в момент наивысшего напряжения. Ему было подвластно проявление драматическое, "высокая комедия" в характерных образах Островского."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru