Часть четвертая
578. М.М.ОБЛЕЦОВОЙ
Москва, 30 декабря 1936 г.
[...] Недавно, после долгих и тяжких страданий, не стало старого приятеля, академика Ал. Ник. Северцова, и он в отходящем году третий из моих «моделей» помер. Не стало Павлова, нет Черткова и вот сейчас Северцов - и все люди большие, вошедшие в историю русской культуры. Отображения всех трех сейчас остались на стенах Третьяковской галереи. Работаю я мало, «гриппы» минувшего года отозвались и на мне, порядочно постарел. Однако сейчас работаю над большим портретом, очень трудным и ответственным, хотя, по обыкновению, и не заказным. [...]
Зима у нас наконец установилась, но ни санок, ни троек не видно, по новым улицам Москвы мчатся линкольны, лимузины и просто ваньки-фордики. Ушла старина, пришла новизна.
1937
579. А.А.РЫЛОВУ
Москва, 15 января 1937 г.
Дорогой Аркадий Александрович!
Спасибо Вам за память и поздравление меня с Новым годом...
Полюбовался на открытке на чудесный Ваш, такой «рыловский», такой русский, русский пейзаж и стало хорошо на душе, хорошо, что Вы здравствуете и работаете во славу нашего родного художества. [...]
580. В.М.ТИТОВОЙ
Москва, 21 января 1937 г.
[...] У нас открылась третьего дня выставка (удивительная) Сурикова. Приедешь, непременно побывай там с мамой. Репинская, перегруженная всяким ненужным вздором, кажется, рядом с Суриковым, ослабленной... этим вздором, отсутствием чувства меры, такта и проч.
Сурикова, по мне, можно поставить сейчас же после Иванова, Брюллова.
Мой портрет двигается.
Модель находит, что она на портрете - «душка», а я ей говорю, что мне душку не надо, а надо Держинскую.
В общем, надеюсь недели через две кончить, и, быть может, тогда ты его увидишь, если не у меня, то у нее. [...]
581. Т.В.САВИНСКОЙ
Москва, 1 марта 1937 г.
Глубокоуважаемая Татьяна Васильевна!
Я только что узнал о кончине дорогого Василия Евменьевича.
Несказанно был огорчен этой вестью.
Я давно знал и любил Василия Евменьевича, любил его цельную природу, его талант, ум, благородство...
Его не стало, и что-то ушло для меня из жизни, всегда душевно близкое, поучительное, на чем я нередко проверял себя, свою жизнь, поступки...
Мне хочется в эти скорбные дни пожать Вам руку, сказать, что к Вашему горю, особенному горю, горю любящей дочери, многие годы так заботливо, нежно оберегавшей покой, здоровье, наступившую старость, я, в числе других, присоединяю свое чувство признательности Вам за друга, за большого художника, превосходного человека.
582. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 2 апреля 1937 г.
[...] Статья моя о Крамском может появиться в «Советском искусстве» во время или перед открытием выставки Ивана Николаевича в Москве, как слышно, в мае. В номере 10-м есть моя статья о Сурикове, а в номере 13-м - плохой снимок с портрета артистки Держинской - родом киевлянки (последняя моя работа).
Что касается выставки Репина и якобы моей, то таким я не очень сочувствую. Рисковать Репиным, Суриковым и Рембрандтом - слишком опасная затея, повторить их ведь нельзя. Возможность моей выставки отпадает, хотя бы потому, что я еще год назад, во время 50-летия моей художественной деятельности, отклонил намерение Комитета по делам искусств устроить мою большую «персональную» выставку в Москве. Я, видимо, старею и все больше и больше не люблю «шумиху». [...]
583. М.М.ОБЛЕЦОВОЙ
Москва, 26 апреля 1937 г.
[...] Дела мои все в том же порядке, как в последние годы, только здоровья поубавилось, что и понятно, т.к. через месяц «стукнет» семьдесят пять. Вот как быстро пролетела жизнь. Работаю я мало, последний портрет мой (с Держинской) нравится, но он еще у меня.
Сейчас «забавляюсь», пинту и печатаюсь в «Советском искусстве», кое-что из воспоминаний (Суриков, Крамской). На Парижскую выставку пойдет мой портрет (последний) с И.П.Павлова. Лето мое, если все будет благополучно, складывается так: раза два съезжу в Мураново, а в июле поеду в Колтуши к Павловым. [...]
584. Е.А.ПРАХОВОЙ
Москва, 29 июня 1937 г.
Дорогой друг мой!
Это письмо передаст Вам Лина Михайловна По.
Лина Михайловна слепой скульптор, очень талантливый.
Еще недавно, года два-три, она была балерина, тоже талантливая, но грипп с его последствиями превратил ее, очень милую, славную, в скульптора. Она с большим успехом сейчас участвует на выставке московских скульпторов.
Вы, моя дорогая, как никто, можете ласково и нежно принять ее, а потому я и посылаю ее к Вам пока вместо В.М.Мещериной (Грабарь), о которой, помнится, я писал Вам. [...]
Дальше » |