Часть четвертая
600. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 28 ноября 1938 г.
[...] Сегодня у меня берут Юдина и Таль с тем, чтобы переслать их в Русский музей через Третьяковскую галерею... Вчера у меня был Я.П.Пастернак и мы столковались с ним по поводу оригинала портрета И.П.Павлова, что находится в Институте экспериментальной медицины в Ленинграде. Оригинал будет обменен на повторение с него, что в Третьяковской галерее.
На днях получил письмо от Е.С.Кругликовой, она принципиально согласна позировать для нового портрета.
Это может состояться не раньше марта - мая. Приедет ли она в Москву или я в Ленинград, пока сказать трудно: старики тяжелы на подъем...
У нас в Москве глубокая осень, темно, и те, кто хотели бы работать, - не могут.
601. Е.И.ПИГАРЕВОЙ
Москва, 5 декабря 1938 г.
[...] Наша жизнь проходит в обычной житейской суете, изредка нарушаемой то тем, то иным событием, вроде приобретения моих портретов в музеи. Судьба портрета Софии Ивановны еще не выяснена. Он всем видевшим его «покупателям» нравится. А мы так к нему привыкли, что не хотелось бы с ним пока что расставаться.
Сейчас в художественном мире разгорелись «страсти» по поводу статьи Кеменова в газете «Правда» под заголовком «Без лишней скромности».
В какую сторону разрешится возникшая полемика, сказать трудно.
Могут быть перемены в составе галереи и многое другое.
Давно не видали Кирилла, ждем его посещения. Николай Иванович не забывает нас. Он ведь такой желанный гость на Сивцевом Вражке.
1939
602. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 4 апреля 1939 г.
Дорогая Маруся!
Наконец-то я собрался поговорить с Вами. Оправдания для моего долгого безмолвия существенного нет, но кое-что, конечно, тормозило мои благие намерения. Первое, и, быть может, самое существенное, - хворал целый месяц, опять грипп с лежанием в постели, с потерей вкуса и обоняния, с еще большей глухотой; второе, ждал открытия выставки (а их у нас множество), из них ответственных - историческая и молодежная. Обе эти выставки заняли из сорока трех зал Третьяковской галереи двадцать семь. Таким образом, для самой галереи, для ее богатств осталось лишь шестнадцать зал. Остальное стащили в запасник, так на полгода...
И вот только два дня тому назад меня вытащили на эти две выставки, и я осмотрел их. Конечно, на исторической главенствуют Суриков, В.М.Васнецов и Репин, хорош Рябушкин. Хорош старый, старый Коцебу (времен Очаковских и покоренья Крыма). Он все пребывал во дворцах, и даже мы, художники, почти не знали. Очень занимательны мирискусники со своим XVIII веком и ампиром. Вот, пожалуй, и все.
Молодежь плоховата, и скоро (в мае) уберут.
Теперь о себе. Я ничего не делаю, почти год как безмолвствую. Лень и страх, что все ушло, все осталось на степах соборов и надо благоразумно с этим мириться. [...]
Я мечтаю, если доживу, в первой половине мая проехать в любезный Киев, если, если, если Маруся будет чувствовать себя сносно и супруги Статкевичи меня пригласят на несколько дней. Так хочется повидать всех вас - милых киевлян. [...]
603. В.М.ТИТОВОЙ
Киев, 24 мая 1939 г.
Пишу тебе, дорогая моя Верушка, с твоей родины - Киева. Как тут хорошо! Все цветет, цветут тысячи каштанов в скверах, по улицам, садам, паркам. Они, как пасхальные свечи в паникадилах, стоят стройно, торжественно. Цветет сирень, вся моя комната наполнена цветами. И так мне хорошо здесь... Неделя прошла, как день, и 27 мая надо ехать в Москву. [...]
Мне здесь, у Маруси, так хорошо, даже спина болит меньше и слышу лучше. Все за мной ухаживают, на все лады приглашает меня художественная молодежь поделиться с ними чем-то, послушать моих «сказок» о том, о сем. Отказываюсь, т.к. приехал отдыхать. Все со мной любезны, водят под ручки. А я действительно сильно постарел за год. Мои вещи висят прекрасно и выглядят неплохо...
Встреча на вокзале была торжественная, такие будут, думаю, и проводы. Леля постарела, но мила, Маруся прыгает бойко на костылях и закармливает меня вкусностями. Вот тебе мое житье в любезном, нарядном, ласковом Киеве. Все здесь мне нравится...
604. П.Е.КОРНИЛОВУ
Москва, 6 июня 1939 г.
[...] Аркадия Александровича очень жаль, ушел чудесный художник и милый человек. Хотелось бы, чтобы лучшее из его наследства не миновало наших музеев.
Об упоминаемом Вами эскизе в архиве Турыгина ничего не могу сказать, ничего о таком не помню. Да и мало ли хлама было за пятьдесят пять лет понаписано. Следует собирать и хранить в музеях лучшее, что дает и оставляет после себя художник.
В минувшем месяце гостила в Москве Е.С.Крутикова, и мне удалось написать с нее второй портрет. Видевшие его не бранят. [...]
Дальше » |