Часть четвертая
569. М.М.ОБЛЕЦОВОЙ
Москва, 5 апреля 1936 г.
[.. .] Ты спрашиваешь меня об И.П.Павлове. Эта фигура большая не только в науке, но и в жизни. Трудно тебе в небольшом письме ответить на твои три пункта. Ученый он, как тебе известно, большой, с давно установившейся славой. Его учение об «условных рефлексах» переведено на все языки мира, как человек он был прямой, честный, яркий во всем, чего касались его ум, сердце, слово. Он по рождению был звания духовного, по воспитанию своего времени (70-е годы) материалист, атеист, но не грубый, бесшабашный. Во всяком случае, он не был врагом христианства и даже нашей церкви. Вот тебе вкратце то, что можно про него сказать, не впадая в излишества в ту или иную сторону.
Сейчас я пишу о нем свои воспоминания, а за пять с половиной лет наших добрых отношений вспомнить есть что...
С нового моего портрета Павлова будет цветная репродукция, а где будет сам портрет - еще не знаю, т. к. предложений несколько: Третьяковская галерея, Академия наук и Музей имени Павлова в Ленинграде. Буду ждать от тебя письма о моей выставке в Уфимском музее.
570. П.М.КЕРЖЕНЦЕВУ
Москва, апрель 1936 г.
Многоуважаемый Платон Михайлович. Наш беглый разговор о делах искусства, что был во « время Вашего посещения, оставил ряд затронутых, но далеко не выясненных вопросов. Мы говорили о необходимости школы, о грамотности в живописном деле, без которой немыслим прогресс в нем. Нельзя строить не только большого, но и малого, но истинного искусства, не имея хорошо поставленных школ; они должны быть обеспечены высококвалифицированными кадрами учителей, и только тогда будет польза - не только людям большого дарования, но и той неизбежной массе посредственностей, которая всегда пригодится в огромном государственном хозяйстве. Тот реализм, к которому сейчас призывают работников искусств, который был у передвижников их расцвета, должен быть подлинным, основанным на знании, на серьезном изучении природы и человека, в ней живущего, действующего. Тут нужна полная «дезинфекция» от того нагноения, извращенности «правды природы», что мы когда-то переняли от Запада, и что так вредно отразилось на ряде поколений нашей, по существу, здоровой молодежи. Эта извращенность, эта надуманная «теоретичность», этот «формализм» подвинули молодежь на легкий и нездоровый путь.
Оздоровление необходимо и естественно должно идти через школу, через познание природы и жизни, через примеры в нашем искусстве, через Иванова, Брюллова (портреты), Репина, Сурикова, Серова и других, знавших цену знанию, создавших вполне доброкачественное искусство (я не касаюсь здесь тематики). Художник обязан знать свое дело, быть в нем сведущим, как хороший врач, инженер, знать технику дела. Необходимо не только уметь распознать болезнь, но и излечить ее. Примеры историй академий, школ гласят, что в деле искусства обучение, овладение мастерством часто зависят не от даровитости учителя как артиста-художника, а от особого призвания его к учительству, способности отдавать свои знания, увлекать, оплодотворять ими...
Репин - превосходный художник, В.Маковский, Шишкин - были хорошими художниками, однако, несмотря на их благие намерения, ни один из них не был подлинным учителем, а был им П.П.Чистяков, хотя и талантливый, но бесплодный, обленившийся краснобай: он был истинным учителем. Чистяков не только умел передать технику дела, но часто открывал своим ученикам «тайны творчества». Вот почему его ученики - Семирадскпй, Репин, Виктор Васнецов, Суриков, Серов, Врубель - и мы все, знавшие Чистякова, его любили и благодарно чтим его память.
Вы спросите меня: где же выход из создавшегося положения? Как «ликвидировать безграмотность» с ее следствиями, как приблизиться к желанному расцвету нашего искусства?..
Школа без преподавателей (грамотных) немыслима, наличие их невелико, старики ушли навсегда, царивший долгие годы «формализм» не мог дать здоровых ростков ни в чем, не дал он и грамотных учителей. Конечно, «земля наша велика и обильна», талантами природа нас не обидела, но нужны время и выдержка, чтобы возместить потерянное. Тут нужна та работа, которая была проделана за эти годы нашей армией. И вот тогда, когда наша молодежь будет грамотна, когда она научится смотреть на природу и жизнь трезвым глазом исследователя, она увидит в событиях нашего времени тысячи тем, увидит их впервые, восхитится ими, и это не будет «халтурой», а будет истинным творчеством, наступит подлинное возрождение нашего искусства.
Как видите, мой 50-летний опыт в живописном искусстве не был опытом учителя: я был лишь живописцем-практиком, который по мере сил осуществлял то, что любил, чем был увлекаем... Но мой долгий опыт наблюдателя дал мне возможность убедиться в том, что нашему великому отечеству необходимо здоровое искусство - и я верю, что оно у нас будет.
Ведь художник, как и ученый, призванный к служению своему народу, к его просвещению, должен дать ему лучшие, самые здоровые образцы своего творчества. От великих греков, Ренессанса и до наших дней, до Пушкина, Менделеева, Павлова так повелось...
Вы, Платон Михайлович, призваны сейчас к очень ответственному трудному делу - устроению искусства у нас, к его оздоровлению; и я горячо желаю Вам осуществить это почетное задание.
Дальше » |