На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

436. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 22 марта 1927 г.
Ах, старик, старик! Что мне с тобой делать...
Твое письмо пришло, когда я был в гостях у своей приятельницы - скульптора Голубкиной, его распечатала Ек. П-на и... прочла. Прихожу, - смущенная, говорит, что от Турыгина письмо и проч .. Что мне с тобой делать! Сходство Чистякова с Ивановым есть - они оба были несомненные художники - один гениальный и великий труженик, другой - очень одаренный и тоже великий, но лентяй. Твои вопросы делаются все сложней, и поневоле приходится брать в руки или книжку Глаголя, или старые письма к родителям (они хранятся у Ольги). [...] К вам едет Макс Волошин. Читать будет, конечно, о Сурикове. Выставки в Москве плодятся. Открыто уже три больших - Суриковская, Васнецовская и Кончаловская да две-три малых. В скором времени открывается юбилейная Архипова - в Музее революции. К юбилею выпускаются монографии (АХРР) с статьей Луначарского и проч., и проч. Словом - по заслугам и честь... Выставка Васнецова имеет хороший успех, нравится ее содержательность, духовное ее богатство. Народу, по праздникам, бывает человек шестьсот-семьсот. Лучшие вещи - эскизы к Апокалипсису, ранние портреты (мой - никому не нравится), старые рисунки. Выставка Кончаловского, конечно, иная, там не легко искать «содержания», «чувства» и проч., но живопись хороша - напоминает Сурикова. Кончаловский еще идет вперед. Большие картины: «С ярмарки» и «Игумен Варсонофий» очень живописны, особенно последний, - риза написана превосходно. Вот бы к вам в музей... (Апокалипсис - тоже). На Суриковскую пойду завтра с Е.П. Напишу о ней в следующем письме. Недавно «воспоминания» пополнились этюдами о Стрепетовой и о старинном актере Плавильщикове (часто слыхал от отца). Кому читал - хвалят.

437. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 20 апреля 1927 г.
[...] Писал ли я тебе, что за последние недели две меня посетил ряд лиц. Первым из них был Грабарь. Пришел-де с тем, что нет ли у меня чего купить для каких-то музеев, не возьму ли я заказ на портрет и еще что-то. Дают, мол, денег, много денег и вот - и проч., и проч. Хорошо поговорил с ним, а «что к чему» я только понял сегодня, побывав на выставке так наз. «Реставрационной мастерской», под ведением Грабаря состоящей. Спустя несколько дней пожаловал ко мне Щусев, с тем чтобы осмотреть у меня вещи, кои Третьяковская галерея могла бы у меня приобрести на ассигнованные ей 50 тыс. р. Он смотрел, говорил, хвастал, путал. Все было смутно, неясно - слова, слова, слова! Получил от меня по заслугам и, предупредив, что завтра будет у меня целая комиссия, - ушел. ... Комиссия отметила портрет Екатерины Петровны, писанный в 1905 г., бывший в Мальме и в Америке. Затем портрет Флоренского, и Булгакова - условно (если и если), и еще одну, мало стоящую вещь, быть может, для провинциального музея. Просидели часа четыре и, обнадежив (по крайней мере насчет Е.П-ны), отбыли, оставив меня в бессмысленных мечтаниях. В воскресенье открылись еще три выставки: АХРР, бывших учеников Репина и выставка в Реставрационной] мастерской, что, как сказал выше, состоит под ведением Игоря Грабаря. На ней я был сегодня, о ней и поговорим. «Гвоздь» этой выставки - тебе уже известная «Мадонна с покрывалом», открытая на Уральских заводах Демидовых, привезенная с год или более Грабарем в Москву и приписываемая им... Рафаэлю. В каталоге о «Мадонне с покрывалом» сказано, что нашли ее расколотую и каждая половина доски валялась в отдельном сарае, что в каталогах демидовских собраний она не значилась вовсе и проч. «Несомненные признаки» ее великой ценности - были налицо. После чего Грабарь божится-клянется, что Рафаэль - «чистокровный». Я писал тебе, что, когда картину привезли в Москву, ее показывали нам; видел ее и я, и П.Ив., и многие еще. «Мадонна» выглядела «так себе», и хотя доска была склеена и кое-где картина промыта, - все можно было еще что-то предполагать, надеяться. Время шло, ходили смутные слухи о том, что картина смыта чуть ли не до доски, вновь записана одним бойким малым и теперь в ее «чистокровности» нет сомнений. Вот и я на выставке. Грабарь уехал на юг - по реставрационным делам, меня встретили его подручные мастера. Пошли, смотрим, - есть хорошие образа. Рублев не Рублев, а хорошо; есть не худые вышивки, еще кое-что... А вот и «Мадонна с покрывалом». Она выставлена парадно, в широкой, «дешевой», золоченой раме, протянута веревочка - все как полагается... Где же скромная, жестковатая мадонна? ее нет... В глаза бросается безвкусная ярко-малиновая «кустарная» нижняя драпировка мадонны. Картина, как новенькая, следов реставрации никаких. И мечты о том, что могло бы быть, если бы... и проч., их как не бывало. Рафаэль-то Рафаэль, но только... «московских писем». Ну, вот тебе и сказке конец...
P.S. Начал ли с тебя П.И. писать портрет? Мои за чаем сегодня решили, что тебя изобразить следует в костюме Генриха IV. Представляешь себя в таком виде?.. Нет - так вспомни Гольбейна.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу - березки, осинки и еще кое-что. И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то... Образ был найден."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru