На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

436. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 22 марта 1927 г.
Ах, старик, старик! Что мне с тобой делать...
Твое письмо пришло, когда я был в гостях у своей приятельницы - скульптора Голубкиной, его распечатала Ек. П-на и... прочла. Прихожу, - смущенная, говорит, что от Турыгина письмо и проч .. Что мне с тобой делать! Сходство Чистякова с Ивановым есть - они оба были несомненные художники - один гениальный и великий труженик, другой - очень одаренный и тоже великий, но лентяй. Твои вопросы делаются все сложней, и поневоле приходится брать в руки или книжку Глаголя, или старые письма к родителям (они хранятся у Ольги). [...] К вам едет Макс Волошин. Читать будет, конечно, о Сурикове. Выставки в Москве плодятся. Открыто уже три больших - Суриковская, Васнецовская и Кончаловская да две-три малых. В скором времени открывается юбилейная Архипова - в Музее революции. К юбилею выпускаются монографии (АХРР) с статьей Луначарского и проч., и проч. Словом - по заслугам и честь... Выставка Васнецова имеет хороший успех, нравится ее содержательность, духовное ее богатство. Народу, по праздникам, бывает человек шестьсот-семьсот. Лучшие вещи - эскизы к Апокалипсису, ранние портреты (мой - никому не нравится), старые рисунки. Выставка Кончаловского, конечно, иная, там не легко искать «содержания», «чувства» и проч., но живопись хороша - напоминает Сурикова. Кончаловский еще идет вперед. Большие картины: «С ярмарки» и «Игумен Варсонофий» очень живописны, особенно последний, - риза написана превосходно. Вот бы к вам в музей... (Апокалипсис - тоже). На Суриковскую пойду завтра с Е.П. Напишу о ней в следующем письме. Недавно «воспоминания» пополнились этюдами о Стрепетовой и о старинном актере Плавильщикове (часто слыхал от отца). Кому читал - хвалят.

437. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 20 апреля 1927 г.
[...] Писал ли я тебе, что за последние недели две меня посетил ряд лиц. Первым из них был Грабарь. Пришел-де с тем, что нет ли у меня чего купить для каких-то музеев, не возьму ли я заказ на портрет и еще что-то. Дают, мол, денег, много денег и вот - и проч., и проч. Хорошо поговорил с ним, а «что к чему» я только понял сегодня, побывав на выставке так наз. «Реставрационной мастерской», под ведением Грабаря состоящей. Спустя несколько дней пожаловал ко мне Щусев, с тем чтобы осмотреть у меня вещи, кои Третьяковская галерея могла бы у меня приобрести на ассигнованные ей 50 тыс. р. Он смотрел, говорил, хвастал, путал. Все было смутно, неясно - слова, слова, слова! Получил от меня по заслугам и, предупредив, что завтра будет у меня целая комиссия, - ушел. ... Комиссия отметила портрет Екатерины Петровны, писанный в 1905 г., бывший в Мальме и в Америке. Затем портрет Флоренского, и Булгакова - условно (если и если), и еще одну, мало стоящую вещь, быть может, для провинциального музея. Просидели часа четыре и, обнадежив (по крайней мере насчет Е.П-ны), отбыли, оставив меня в бессмысленных мечтаниях. В воскресенье открылись еще три выставки: АХРР, бывших учеников Репина и выставка в Реставрационной] мастерской, что, как сказал выше, состоит под ведением Игоря Грабаря. На ней я был сегодня, о ней и поговорим. «Гвоздь» этой выставки - тебе уже известная «Мадонна с покрывалом», открытая на Уральских заводах Демидовых, привезенная с год или более Грабарем в Москву и приписываемая им... Рафаэлю. В каталоге о «Мадонне с покрывалом» сказано, что нашли ее расколотую и каждая половина доски валялась в отдельном сарае, что в каталогах демидовских собраний она не значилась вовсе и проч. «Несомненные признаки» ее великой ценности - были налицо. После чего Грабарь божится-клянется, что Рафаэль - «чистокровный». Я писал тебе, что, когда картину привезли в Москву, ее показывали нам; видел ее и я, и П.Ив., и многие еще. «Мадонна» выглядела «так себе», и хотя доска была склеена и кое-где картина промыта, - все можно было еще что-то предполагать, надеяться. Время шло, ходили смутные слухи о том, что картина смыта чуть ли не до доски, вновь записана одним бойким малым и теперь в ее «чистокровности» нет сомнений. Вот и я на выставке. Грабарь уехал на юг - по реставрационным делам, меня встретили его подручные мастера. Пошли, смотрим, - есть хорошие образа. Рублев не Рублев, а хорошо; есть не худые вышивки, еще кое-что... А вот и «Мадонна с покрывалом». Она выставлена парадно, в широкой, «дешевой», золоченой раме, протянута веревочка - все как полагается... Где же скромная, жестковатая мадонна? ее нет... В глаза бросается безвкусная ярко-малиновая «кустарная» нижняя драпировка мадонны. Картина, как новенькая, следов реставрации никаких. И мечты о том, что могло бы быть, если бы... и проч., их как не бывало. Рафаэль-то Рафаэль, но только... «московских писем». Ну, вот тебе и сказке конец...
P.S. Начал ли с тебя П.И. писать портрет? Мои за чаем сегодня решили, что тебя изобразить следует в костюме Генриха IV. Представляешь себя в таком виде?.. Нет - так вспомни Гольбейна.


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru