На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

В Питере, слышно, хорош Сомов (он едет сам в Америку представителем от питерцев). Сомов написал «Маркизу» - маркиза спит на лужайке в парке, задрав юбки, а маркиз, не будь плох, увидал сие, лезет на нее, спустив штанишки... Все бы это было хорошо, но эти американцы - ханжи великие и говорят, что не одну такую картинку сожгли у себя в таможне (Буше), не дав и полюбоваться добрым республиканцам, хуже того, - при сходе на берег каждый приезжий должен «заполнить анкету» - причем должен написать «веруешь ли в бога», что не будешь вести антирелигиозную пропаганду и еще многое в этом духе. [...] Недавно схоронили старого школьного товарища А.С.Степанова - помнишь приятные деревенские сцены, охотники, мухрастые лошадки, все овеянное такой теплотой, нашей русской душевностью, северной поэзией. А.С. и человек был превосходный. Нас, стариков, делается все меньше и меньше - пора, должно быть, и остальным собираться в путь-дорогу. [...]

393. Е.А.ПРАХОВОЙ
Москва, 8 декабря 1923 г.
[...] Рекомендуемый Вами мальчик оказался способным, умным и его охотно принял к себе в мастерскую Кардовский (лучший преподаватель сейчас). На днях мы отправили большую живописную выставку в Америку (100 художников, 1000 произведений). Открытие выставки в Нью-Йорке предполагается во второй половине января. Затем выставка посетит Бостон, Сан-Франциско, Чикаго, а мы, здесь оставшиеся, будем трепетно ожидать щедрот американских дядюшек. [...]

394. А.К.ВИНОГРАДОВУ
Москва, 22 декабря 1923 г.
Многоуважаемый Анатолий Корнелиевич!
Обращаюсь к Вашему содействию, как к директору Румянцевского музея.
В музее сейчас работает молодой художник П.Д.Корин. Он делает замечательную копию (фрагмент) с картины Иванова «Явление Христа народу». Копии с картины Иванова редки и не были удачны. Это - первая и лучшая на моей памяти более чем за сорок лет. Работа художника Корина настолько выдающаяся, что может служить пособием к пониманию гениального мастерства, того великого совершенства, которое достигнуто при кажущейся простоте Ивановым - этим трагическим русским гением. Сейчас, когда осталось после долгих месяцев работы лишь закончить копию, Корину заявили, чтобы он перенес копию на другое место, с которого почти ничего не видно, и во всяком случае, крайне трудно и неудобно работать. Мотивируется такое распоряжение тем, что, якобы, при копировании может произойти несчастье, художник может упасть с лестницы, и проч., и проч. С времен незапамятных во всех галереях Европы привыкли видеть копиистов с Рафаэля, Тициана, Веласкеса и других великих мастеров - это поощрялось академиями западными и нашей. Кто из нас не копировал в Эрмитаже, и никогда, и нигде не было опасений, подобных настоящему. Всякий копирующий понимал и, понимая, берег и отвечал за себя. Отвечает за себя и Корин, особенно ценя великое творение Иванова. Ввиду сказанного не найдете ли Вы возможным сказать свое слово за Корина, дать ему спокойно окончить его копию, которая сама по себе может стать музейным украшением.
Буду очень благодарен Вам за такое Ваше содействие.

395. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 24 декабря 1923 г.
Здравствуй, старина!
Только что подали твое письмо, такое печальное, такое одинокое. И захотелось мне, старику, тебя - тоже старика - обнять, поздравить с наступающим праздником рождества Христова и Новым годом, пожелать тебе силы и бодрости душевной для того, чтобы до конца донести тяжелую ношу жизни. Плохое, конечно, будет утешение, если и про себя скажу тебе, что и мне живется не сладко, но у меня нет твоего одиночества, быть может, самого тяжелого, что остается человеку, дожившему до наших лет. Но не буду предаваться унынию и тем самым не введу тебя еще в горшую печаль-тоску. Твои сведения о делах минувших интересны, но не достаточно ярки, думаю, что наиболее характерные места следовало бы выписывать отдельно, сохраняя форму изложения, не полагаясь на память. Жаль, что служба отдалила тебя от писем, ну да делать нечего. [...] На днях неожиданно меня запросили из Парижа, не желаю ли я устроить в этом сезоне свою самостоятельную выставку, хотя бы вещей из двадцати пяти. Ответил отказом, как потому, что сейчас такого количества вещей у меня нет, так и потому, что на будущее имею особые планы, которые осуществить можно будет, конечно, в том лишь случае, если буду иметь какой-нибудь успех в Америке. Писал ли я тебе, что Абастуманский храм обращен сейчас в музей, крест с него снят, как со всех церквей Закавказья. Марфо-Мариинский храм и Чарторинский находятся под ведением Коллегии по охране памятников, таким образом, с этой стороны пока что обстоит дело благополучно.


Дальше »

"В нестеровском пейзаже воплотились пронзительное ощущение родины, поэтическое и возвышенное представление художника о своей земле и ее скромной, неброской красоте, щемящая душу одухотворенность природы. Сам художник говорил, что всегда ищет «живую красоту в природе, в мыслях, сердце» и что его цель в искусстве это «живые люди, живая природа, пропущенная через чувство, словом, опоэтизированный реализм»."



цветок


М.Нестеров © 1862-2022. Все права защищены. Почта: sema@nesterov-art.ru
Копирование материалов - только с согласия www.nesterov-art.ru :)