На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

342. А.А.ТУРЫГИНУ
Княгинино, 30 августа 1913 г.
[...] Грабарь выпускает монографии, вышли Врубеля, Левитана, теперь будет Серова, Нестерова, потом Васнецова, Перова. Вот для Перовской Игорь Эммануилович мне предложил написать воспоминания, нечто похожее на то, что я писал о Левитане в «Мире искусства». Такое воспоминание могло бы войти в монографию отдельной главой за моей подписью. Я отказался, а теперь, сидя в Малороссии, взял да и написал, вышло «прекрасно», что-то совершенное, равное лучшим нашим произведениям пера - откуда что бралось. Я щипал себя за нос, не веря, что пишет это не Тургенев, а я, твой друг, самый, казалось бы, обыкновенный смертный, однако - нет, писал не Иван Сергеевич, а я, Михаил Васильевич [...]

343. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 13 сентября 1913 г.
[...] Что-то все реже и реже задумываюсь над «Христианами», они, мол, нарушат «гармонию идей» в моем творчестве - все, мол, было «слава в вышних богу», а тут - на тебе!.. Сегодня с утра в волнении: утром развернул газету и как по лбу ударили - «беседа» с М.В.Нестеровым и И.Э.Грабарем по поводу пропавшей картины Ге (одного из «Распятий»). Было тут несколько дней тому в Кунцеве у Солдатенковых торжество освящения церкви (недурная), среди знатных гостей и я сдуру попал. Там было все как следует, и архиерей, и протодиакон Розов, и градоначальник, и предводитель, и я с губернатором. Были корреспонденты газет и фотографы. Был дивный хор и уха из стерлядей с расстегаями - словом, все было так, как бывает в старо-дворянско-купеческой именитой семье по поводу какого-либо особого события. И вот там, не знаю с чего, заговорил со мной бритый господин, не то шофер, не то шулер - рожа знакомая. Начал о злобе дня - об исчезновении картины Ге, о том, что император Александр III картину эту обругал и велел убрать, я знал, что дело было не так, заступился за царя, а этот бритый болван взял да сегодпя все и напечатал, прибавив, что слышал от меня, как от свидетеля этого обстоятельства, а я самого и царя-то видел дважды на улице... Что с ними, подлецами, поделаешь? Как-нибудь опишу тебе, что делается у нас в Третьяковской галерее: все вверх дном, но очень хорошо. Одним словом, «система», история искусств для наглядного обучения невежественных россиян... хотя, кажется, и против воли «завещателя» или что-то близкое к тому. Одним словом, смелость города берет; бедняга Остроухов все пальцы себе с досады обкусал. [...]

344. С.В.МАЛЮТИНУ
Москва, 1 ноября 1913 г.
Многоуважаемый Сергей Васильевич!
На днях, когда я был в Петербурге, приносили оттиски портретов и эскизов, и, к сожалению, я не мог их видеть. По получении Вашего письма, в коем Вы высказываете сомнение относительно возможности сделать фон у портрета более красным, - я говорил с Грабарем, и, по его мнению, необходимый тон технически легко достижим, и он надеется, что Вы в окончательном его виде останетесь отпечатком довольны. Что касается предложения Вашего поменяться с Вами, то, конечно, я готов это сделать с большим удовольствием, как потому, что люблю вообще Ваше художество, и в частности предлагаемый этюд-портрет. Позировать, как и раньше Вам говорил, стану Вам охотно, об одном бы просил: не найдете ли Вы возможным писать у меня, как потому, что у меня комната больше, так и потому, что этим путем у меня будет оставаться больше времени для работ, с которыми увы! приходится спешить. [...]

345. С.В.МАЛЮТИНУ
Москва, 6 ноября 1913 г.
Многоуважаемый Сергей Васильевич! Примите мою большую благодарность за прекрасный Ваш подарок - портрет Вашей милой дочки. Я его с удовольствием приобщаю к своей коллекции, долженствующей поступить со временем в Уфимский музей. Жалею, что сегодня не мог видеть Вас у себя, приготовил для мены с Вами на выбор несколько вещей. Быть может, заглянете ко мне в субботу или в воскресенье от 2-3 ч. Буду рад повидать Вас, поговорить о будущем портрете. Сегодня любовался в галерее хорошо повешенным портретом Вашего сына (дивная вещь!!). Ваш автопортрет повешен хуже. Вообще перетасовка многое изменила, больше, кажется, к лучшему. Превосходен Репин.
Итак, до скорого свидания. Поправляйтесь скорее. Еще раз благодарю за подарок.

346. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 17 ноября 1913 г.
Пишу старику немного, некогда, сейчас еду в гости, и надо письмо теперь же опустить в ящик. На днях были у меня попечитель Третьяковской галереи - И.Грабарь с В.П.Зилоти, урожденной Третьяковой, и приобрели для Третьяковской галереи «Портрет Толстого» и небольшую, нынче летом написанную (вариант) «Христову невесту». Взял ради «хорошего места» недорого, за пару - 4000 рублей. На днях вещи будут в галерее, и она будет открыта для публики в новом виде. Таким образом, теперь я в галерее представлен полно и разнообразно. Не хотел расставаться с портретом, хотел поберечь его для выставки. Но разные соображения стариковского характера перетянули, и теперь надо с этим делом покончить. [...] Мои «монографии» плодятся, как грибы после дождя и малые, и побольше, и большущие. От 15 коп. до 15 руб. Теперь уже известно мне пять в России да одна за границей. Вот они дела-то какие!
Ну, будь здоров, сходи на «Мир искусства» и в Академию.


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Первое дежурство было Перова. Мы, новички, его, конечно, уже знали, много о нем слышали. Благоговели перед ним почти поголовно. Он был настоящая знаменитость. Его знала вся Россия. Его "Охотники на привале", "Птицелов" были в тысячах снимков распространены повсюду. И вот этот самый Перов перед нами... И такой простой, и такой неожиданный, яркий, нервный... Вот он ставит натурщика. Как это все интересно... Голое тело здоровенного Ивана принимает всевозможные положения, пока, наконец, после долгих усилий, Перов приказал "замелить" - отметить мелом положение и место следков, и предложил нам начинать. Мы уже сами выбрали себе места, и работа началась, по три часа ежедневно в продолжение месяца."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru