Часть третья
313. А.А.ТУРЫГИНУ
Княгинино, 6 июня 1909 г.
Спасибо тебе, дружище, за поздравление. Одновременно с «Александровской колонной» получил официальное уведомление от Комитета Международной выставки в Мюнхене - о присуждении мне за «Св. Русь» золотой медали 1-го класса, что, признаюсь, меня обрадовало, как полная неожиданность. Продолжаю получать письма от редакций и писак. Появится статья, иллюстрированная моими произведениями и во французских журналах. И все это делается без того способа «делать успех», коим так усердно пользуется современная братия («Пресса вся куплена» - Рерих).
Что-то теперь предпримут Дмитрии Ивановичи Толстые, Маковские, Владимиры и Сергеи, Грабари и Дягилевы для водворения «Св. Руси» снова в «одиночное заключение» в Академии за черносотенство ее автора. Да, Мюнхен нарушил равновесие и хорошее настроение моих «друзей» слева.
Я же, признаюсь, ходил весь вечер «именинником» (ведь помимо моей воли картину приказал послать покойный вел. кн. Владимир Александрович). Эта золотая медаль подоспела весьма вовремя, я было стал падать духом. Теперь же вновь закопошились «Христиане» с существенными изменениями. Лишь бы бог послал жизни и здоровья! А то мы с тобой еще повоюем!..
Не знаешь ли, кто такой Колесников, не пенсионер ли это последнего года за картину «Купающиеся на солнце»? (талантливая вещь). Напиши, если знаешь.
По снимкам мне памятник Александру III нравится.
Съезди в Питер и напиши подробно. (Не делает ли фигура слишком «пухлый», подушкообразный вид, хороша ли форма богатыря-царя?)
314. Д.И.ТОЛСТОМУ
Княгинино, 16 июня 1909 г.
Глубокоуважаемый граф Дмитрий Иванович!
Вам, быть может, известно, что картина моя «Св. Русь», посланная по желанию покойного вел. кн. Владимира Александровича Академией на Международную выставку в Мюнхен, получила там золотую медаль 1-й степени.
Помня добрые отношения Ваши ко мне, я решаюсь написать Вам это письмо, просить Вас, как заместителя вел. кн. Георгия Михайловича, взять на себя инициативу перенесения «Св. Руси» в Музей императора Александра III.
Не найдете ли Вы именно настоящую минуту подходящей для перенесения картины, тем более что мне памятны и дороги слова, сказанные Вами в последние дни моей выставки, когда успех картины так полно определился. Вы сказали тогда, что «Св. Русь», может быть, придется перенести из Академии ранее установленного срока, что так порадовало меня тогда, так как Вы знаете, каким было бы для меня утешением видеть именно эту мою картину доступной широкому кругу общества.
Мои немногочисленные критики-хулители, желая свести значение этой картины на нет, усердно указывают на неудавшегося мне Христа, но много ли удавшихся Христов вообще? много ли их в наших музеях? В данном же случае Христос не был «темой» в картине, в которой, согласно ее названию, совершенно сознательно отведена главенствующая роль народу-богоискателю и природе, его создавшей.
Картины «Св. Русь», «Св. Димитрий царевич» и всю серию «Сергиев» я, как и весьма многие, считаю по своей духовной сути наиболее «народными» из моих произведений, понимая это слово в обширном значении. [...]
315. А.А.ТУРЫГИНУ
Княгинино, 18 июня 1909 г.
[...] Первое о картине Колесникова, или Неколесникова - «Купанье на солнце». Столь резкое разномыслие, полагаю, произошло между нами потому, что мы люди разных эпох - ты, как современник Шамшина, привык, как и твой знаменитый учитель, лизать картину языком: мы же - современники Малявина, Павла Кузнецова, Милиоти, Рябушинского - охватываем художественное] произведение взором (едим глазами), проникаем в него нашим утонченным чувством людей XX века. Понял? [...]
316. Д.И.ТОЛСТОМУ
Княгинино, 4 июля 1909 г.
Глубокоуважаемый граф Дмитрий Иванович!
Благодарю Вас за письмо Ваше. В нем хотел бы я видеть все же добрые признаки, так как мне верится, что при благожелательной решимости Вашей заветная мысль моя может исполниться ранее условленного срока. Мне припоминаются два случая, где единоличная воля сделала невозможное возможным.
Первый случай, был двадцать лет тому назад. На Передвижной выставке появилась картина моя «Видение отроку Варфоломею», принятая влиятельной критикой того времени более чем враждебно. И П.М.Третьяков, купивший вещь еще в мастерской, в день открытия выставки, молчаливо выслушав самые резкие нападки за свою покупку от Стасова, Григоровича и Суворина, ответил им так: «Если бы я картину Нестерова не купил раньше, то, уверяю вас, купил бы ее после всего того, что слышал сейчас от вас» (подлинные слова П.М., когда-то мне им переданные). Таким образом, приобретение картины в галерею ее спасло от забвения на многие годы. Второй случай был с «Сергием с медведем», где решающая роль принадлежала графу Ивану Ивановичу.
Дальше » |