На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

421. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 14 июля 1926 г.
Здравствуйте, дорогой Сергей Николаевич!
Рад был получить от Вас давно жданную весточку. Рад и тому, что Вы с пользой для себя и для дела проводите время в Коктебеле. Курорт всякий, как бы он ни назывался, - курорт. Строки о Волошине - утешительные строки. Я его ценю за многое, но этюд его с Сурикова - прямо превосходен, - только недавно о нем говорили с Васнецовым, с Чулковым. Портрет с меня почти написан. Сходство, кажется, большое, но то, что поставил себе художник (написать «автора Варфоломея» и проч.), - задача не из легких. Кто портрет видел (из близких Виктора Михайловича) - находят его удачным. Нравится он и мне... но годы берут свое... В чем, полагаю, я не ошибаюсь, это в том, что в портрете нет ничего вульгарного, дешевого, но и то сказать, что написан он Виктором Васнецовым, написавшим «Аленушку», «Каменный век», создавшим алтарь Владимирского собора]. Это все к чему-то обязывает и от чего-то страхует.

422. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 26 июля 1926 г.
Дорогой Сергей Николаевич!
Оба письма Ваши получил, сердечно благодарю. Сегодня отвечаю лишь несколькими строками: 23 июля в 11 часов вечера скончался Виктор Михайлович Васнецов! Помолитесь о душе его. Васнецова не стало. Ушел из мира огромный талант. Большая народная душа. Но фраза - Васнецова Россия будет помнить, как лучшего из своих сынов, ее любившего горячо, трогательно, нежно. Ваше и последующее поколение ему недодало в оценке, оно его не было уже способно чувствовать. Виктор Михайлович умер мгновенно. Еще за час до кончины он бодро говорил с бывшими у него об искусстве, о моем портрете. Причем назвал его последним своим портретом. Похороны завтра, в понедельник. Как-то церковь православная почтит память искреннейшего и вдохновеннейшего творца и создателя незабываемых образов Владимирского собора? Сейчас ничего не пишу - много хлопот. Когда все поуляжется, - напишу большое письмо.

423. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 1-3 августа 1926 г.
Дорогой Сергей Николаевич!
Вот похоронили и Васнецова! Не стало большого художника, ушел мудрый человек. Верю я, что немного пройдет лет, как затоскует русский человек, его душа по Васнецову, как тоскует душа эта по многому и многому, чего не умела ни видеть, ни понять. Ушел из немногих горячо любивших Россию, ее народ, умевших в образах показать ее героев, всю сложность души этого странного народа. Не стало Васнецова, стало пусто, одиноко, тоскливо. В минувшие дни, в день похорон, я не раз слышал: «Вы остались у нас один», «Вы один у нас теперь национальный художник» - и многое такое. Слова шли от души искренне, а я думал, спрашивал себя - чем же я отвечу на такие слова? Что стоят мои старческие порывы, порывы без дел, без творчества... Все, что было сказать - давно сказано, давно отдано. [...] Однако попробую передать Вам то, что видел и пережил я с 24 по 26 июля. Шли обычные и необычные панихиды. Приходили мало известные батюшки, пели импровизированные певчие. Любители и близкие читали псалтырь. Первое время покойный лежал такой величавый, торжественный, как некий «благоверный князь». Еще бы корзно, да меч у бедра... Ночью тихо мерцали лампады, свечи. Тишина нарушалась мерным, значительным чтением псалтыря. В воскресенье, 25-го, за панихидой было очень многолюдно, а вечером был парастас и народу нельзя было вместить в комнаты, он стоял на дворе. Все такие яркие русские лица, знакомые и вовсе незнакомые. Все пришли попрощаться, помолиться о новопреставленном рабе божий Викторе. Масса цветов, ими насыщен душный воздух. Покойный уже в гробу стал меняться...
В понедельник - 26-го похороны. С 9 ч. утра у дома много народа. Сейчас вынос в церковь Адриана и Наталии. Епископ прислал отказ «по болезни». Лития... и гроб подняли сыновья и мы - художники. У ворот строится процессия - впереди дети, их человек двадцать - они с букетами в руках. Потом венки, затем крышку несут девушки. Дальше духовенство с о. Александром во главе. Гроб, огромная толпа провожающих и катафалк в одну лошадь. Гроб поставили перед «Распятием» - одной из самых последних работ Виктора Михайловича, подаренной своему приходу. Служил о. Александр, сослужило ему восемь священников и два диакона, один из них - великолепный протодиакон - сибиряк. Прекрасный хор, певший все время песнопения старых композиторов - Бортнянского и Турчанинова. Художников мало: они разъехались на лето. Вот и начало отпевания, прекрасное чтение Евангелия отцом Иоанном Кедровым. Простое, трогательно-задушевное слово о. Александра. Долгое прощание и гроб на руках близких, художников и народа был вынесен. Процессия двинулась снова к дому, а потом, после литии, к Лазаревскому кладбищу. Всю дорогу несли гроб на руках. Так много было желающих, такая была ревность в этом, равно у старых, как и молодых. День жаркий, томительный. Однако путь этот прошли незаметно. У врат встреча. Могила близко от могилы А.Мечева. Щусевская умелая речь над могилой от Третьяковской галереи (депутация с венком) и от Архитектурного общества. Затем говорил Аполлинарий и кое-кто из публики. Земля застучала о крышку, и скоро образовался холм, покрытый множеством цветов, с крестом, тоже покрытым цветами и венками. Долго стояли мы, перекидываясь словами... Затем пошли на могилу о. Алексея, там шла панихида, и домой, или верней, на поминальный обед. Пока говорились речи, на кладбище с колокольни шел такой радостный, пасхальный звон. Это привезли Иверскую, и когда мы покидали кладбище, провожали икону, тоже со звоном, народу множество, тут и слезы, и умиление... и вот опять святая Русь! [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru