На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

404. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Дубки, 27 июля 1924 г.
[...] Живем мы сейчас хуже прошлогоднего, ибо без надежд, кои были в год минувший, на американскую выставку... В Нью-Йорке выставка наша, быть может, и писал я Вам, открылась в конце сезона, причем мы были очень плохо осведомлены, назначили дикие цены и е ними сели на мель. Из ста авторов продали лишь сорок, остальные «без почина». Сумма, вырученная с продажи картин, тоже невелика. Но у нас есть возможность сделать ряд выставок в других городах Штатов, Канады, куда нас приглашают. [...] Часть наших уполномоченных возвратилась. Здесь Сытин, Трояновский и Грабарь. Все они полны рассказов о виденном, о чудесной заокеанской жизни, столь не похожей на жизнь европейскую. Все иное, методы воспитания - упрощенные до последней степени. Наукой и запросами высшей культуры заняты немногие «избранные», 95 процентов всего населения Штатов работают, торгуют, сыты, обуты, одеты, веселы (почти каждый имеет свой автомобиль, ванну, хороший стол). Воспитывается крепкая, здоровая, веселая, деловая порода людей, и эта порода все имеет, что ей поставили в детстве идеалом. Идеал же «живи и не мешай жить другим». Просто, понятно и легко достижимо. 4,5 процента живут иной жизнью - они богаты, получили некоторые потребности, каких нет у 95 процентов, и эти, как и первые, стремятся к наивысшему идеалу - стать «миллиардерами», коих 0,5 процента, и эти 0,5 процента «правят»-де миром. [...] Надобности в искусстве нет, но если умеешь, то продать там и наш товар можно, что в Европе уже труднее. Все упрощено до чрезвычайности. Работаю в это лето мало: что-то не клеится все, то лень, то погода плохая, а время идет да идет. [...]

405. А.А.ТУРЫГИНУ
Дубки, 22 августа 1924 г.
[...] Мне пишут из Риги, что в тамошних газетах много уделяют места юбилею Репина. Чествовали его торжественно, поднесли драгоценную икону. Сам юбиляр был в вожделенном здравии, бодр и радостен. Работает Илья Ефимович до сих дней по пять-шесть часов ежедневно. Вчера была статья «О Репине» и в московских «Известиях». Некий критик отмечает выдающийся талант автора «Протодиакона» и «Исповеди осужденного». Пошли, господи, России побольше таких «некультурных» талантов, каким награжден Репин, и вопрос - когда-то будущая Россия дождется ему подобного. Писал ли я тебе о результатах этого лета (оно для меня кончено, 14-го ст. ст. едем в город)? Написал портрет Веры - он неплохой по живописи, но недостаточно схожий, а следовательно и не портрет (как правильно думает Турыгин). И переписал с головы до пят «Пророка». Картина, по общему признанию, сейчас «допеклась», и я рад этому. Два-три повторения старого да с десяток этюдов. Вот и все. Что же хуже всего - это вовсе не поправился ж еду в город инвалидом. [...]

406. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 8 октября 1924 г.
[...] Я недавно совершил путешествие, большое, пятидневное осеннее путешествие по всем знакомым и любезным местам. Был в Абрамцеве. Там мир и благодать; был у Троицы, там сейчас интересная выставка, составленная из предметов, хранящихся в ризнице XVI-XVII века. Чудные вышивки, образа, миниатюры и проч. [...] Последним посетил Мураново, Тютчевский музей, умно, со знанием дела составленный из архивов и предметов быта Тютчевых, Баратынских, Аксаковых. [...]

407. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 25 ноября 1924 г.
[...] Работается пока что мало: сейчас темпо, а выпадет снег - начну третью часть триптиха «На земле мир». А там, после рождества, думаю сделать начисто эскиз предполагаемой картины «Распятие». Говорю - предполагаемой, не смея говорить уверенно, будет ли сама картина написана: так это трудно сейчас осуществить. Наша американская выставка могла бы идти прекрасно, если бы не затруднения на пути дела, но и они, есть надежда, будут устранены, и те двенадцать городов, кои нас пригласили, - еще увидят, каковы мы есть... В г. Питтсбурге нас пригласили устроить «постоянную выставку» картин. Много и еще предложений для нашего самолюбия лестных, но их осуществить едва ли будет возможно, т.к. срок нашего пребывания в Америке ограничен мартом 25 года.
Виноградов все еще в Риге, и его замещает на месте К.А.Сомов. [...]

408. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 5 декабря 1924 г.
[...] Был Виктор М.Васнецов (давно не бывал). Старик в семьдесят семь лет выглядит не более семидесяти. Бодр, остроумен и красив старческой благородной красотой (ты пишешь, что «забавны» письма Антокольского - чем?). Вчера и я был у Васнецова - хлопочем о Владимирском киевском соборе. Его забрала обновленческая группа, а т.к. у них денег нет (никто к ним не ходит), то и топить будет собор зимой нечем, а из этого вывод один - живопись собора погибнет. Хлопот был полон рот. Куда-куда ни писали и пи подавали мы бумаг - сегодня послали в УССР. Что-то будет? Получил я письмо и от Ильи Ефимовича (ответ на поздравление с его восьмидесятилетием). [...]


Дальше »

Из воспоминаний Нестерова: "Оставалось найти голову для отрока, такую же убедительную, как пейзаж. Я всюду приглядывался к детям и пока что писал фигуру мальчика, писал фигуру старца. Писал детали рук с дароносицей и добавочные детали к моему пейзажу - березки, осинки и еще кое-что. И вот однажды, идя по деревне, я заметил девочку лет десяти, стриженую, с большими широко открытыми удивленными голубыми глазами, болезненную. Рот у нее был какой-то скорбный, горячечно дышащий. Я замер, как перед видением. Я действительно нашел то, что грезилось мне: это и был «документ», «подлинник» моих грез. Ни минуты не думая, я остановил девочку, спросил, где она живет, и узнал, что она комякинская, что она дочь Марьи, что изба их вторая с краю, что ее, девочку, зовут так-то, что она долго болела грудью, что вот недавно встала и идет туда-то... Образ был найден."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru