На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

353. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 6 мая 1914 г.
[...] Репродукцию с портрета Малютина в «Лукоморье» видел, там и десятой доли не передано того «зверства», что в самом портрете... (ведь он на ярко-огненном фоне). Как-то встретил Малютина, жаждет написать второй портрет во весь мой богатырский рост. Я, правду сказать, не спешу теперь позировать и даже более того - чуть было не дал Малютину прочесть твое письмо... Был как-то у Троицы, кое-что помазал. Там дивно хорошо, видел красивые похороны монаха. 16 век, да и только! Стройный ритуал, серьезное величие и ни одной слезы, ни одного сожаления!.. На днях лезу в купол обительской церкви, напишу там бога-отца и кое-что добавлю из орнаментов.

354. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 16 октября 1914 г.
[...] Последние дни кончал окончательный эскиз «Христиан». Теперь хоть и за картину приниматься, все продумано, все естественно и, кажется, живет и движется. Народу много, народ всякий, и получше, и похуже, все заняты своим делом - верой. Все «верят» от души и искренне, каждый по мере своего разумения. И никого не обвинить, что-де плохо верит - верят всяк, как умеет. А все же надо помнить всем и каждому - что «не войдете в царство небесное, пока не будете, как дети». Вот оно дело-то какое, Турыгин! [...]

355. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 19 ноября 1914 г.
[...] Работаю, хотя и с ленцой. Пишу небольшого роста картинку: «Раб божий Авраамйй». Изображен еловый молодняк, опушка, а среди него стоит старый, старый, согбенный «раб божий». Стоит он и взирает на мир божий, на землю, на небо, на весеннюю в цветах лужайку и радуется - сколь все прекрасно создано царем небесным... Вот и вся тема... небольшая тема, небольшая и картинка... Теперь москвичи-художники устраивают целый ряд выставок в пользу наших воинов и их семейств. Принимаю на всех этих выставках и я участие. Даю вещей (по мелочам) тысячи на полторы. Причем уже продал рублей на 450 у себя дома до открытия выставки (ведь мои вещи на «рынке» - редкость, а потому берут их охотно). Таким образом, при всех своих немощах и убожестве, все же хоть как-нибудь да несешь свои «гражданские обязанности». Солдаты наши подлечились и ушли на позиции, хотим взять еще, хотя сейчас и не дают на дома менее пяти человек. На днях поеду на Казанский вокзал. Щусев звал посмотреть модели постройки вокзала. Сооружение очень интересное, и думаю, оно займет среди московских архитектурных красот не последнее место. Здание в минувший сезон доведено почти до верху Сумбекиной башни и представляет массив, перед которым противоположный старый Николаевский вокзал кажется игрушкой. Все минувшие дни у нас была зима, со снегом и морозцем, сегодня пошел дождь и поползло...

1915
356. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 1 января 1915 г.
[...] расскажу тебе о выставках - о Союзе и Передвижной...
На Союзе выставил старик Суриков «Благовещение», его обругали художники, обругали и частью «замолчали» газетчики. А я скажу, что хорошо! Конечно, не так хорошо, как писал козак в старину, а «по-стариковски» хорошо. Особенно хорошо, что «по-своему». Чудесное выражение богоматери, такое простое, душевное, доверчивое, а Гавриил - юноша стройный, сильный, «зовущий»- удачен менее, особенно тип лица - и формой шеи, слишком крепкой, - все же вместе и, особенно, тон картины напоминает испанцев - Мурильо. Ты скажешь: вот тебе и «по-своему»... Да! да! по-своему - так, как по-своему написан «Ермак», столь близкий Тинтореттам в венецианских базиликах, музеях, дворцах... Ну, а потом опять Малютин - превосходные портреты и в Союзе и на Передвижной. Дальше отличный, мазистый (что твой Цорн) Архипов, проданный за 5 000 р. Рябушинскому. Радостный, играющий переливами самых праздничных красок - К.Коровин. И прочая союзная компания, мастеровитая, однообразная, продажная, бойко торгующая... Передвижная - счетом 43-я, как будто помолодела, принарядилась, заговорила каким-то живым языком и, право, кажется возродившейся. Там Юрий Репин выставил «Бой под Тюренченом». [...] Все живое - и люди, и событие. Идет «несчастный бой». Люди дерутся с отчаянием, гибнут у тебя на глазах, и ты чувствуешь, как это страшное дело захватывает тебя, делает участником этой страшной бойни. Нет ни преувеличений, все так естественно и так трагично. Молодец Ю.Репин! даром, что неврастеник... (говорят, что жалок он своей беспомощностью, готов каждую минуту слезы лить и т.п.). Его же «Вечер», или «Тайная вечеря» - тоже интересна, хотя и много в ней несуразного, а все же чувствуется, что люди собрались не по пустякам и что то, что творится тут, для них всех имеет значение первостепенное. Старик Репин должен выставить портрет Шаляпина. Есть новички и не худые. Читал ли ты сочинения бельгийского поэта-певца Брюгге - Жоржа Роденбаха? Не читал - так прочти его «Мертвый Брюгге» и «Выше жизни». Очень хорошо, и мне больше по душе, чем Метерлинк. «София» лопнула па шестой книжке.


Дальше »

"Хорош божий мир! Хороша моя родина! И как мне было не полюбить ее так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить все красоты ее, тем самым помочь полюбить и другим мою родину". (М.В.Нестеров)



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru