Часть третья
353. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 6 мая 1914 г.
[...] Репродукцию с портрета Малютина в «Лукоморье» видел, там и десятой доли не передано того «зверства», что в самом портрете... (ведь он на ярко-огненном фоне).
Как-то встретил Малютина, жаждет написать второй портрет во весь мой богатырский рост. Я, правду сказать, не спешу теперь позировать и даже более того - чуть было не дал Малютину прочесть твое письмо...
Был как-то у Троицы, кое-что помазал. Там дивно хорошо, видел красивые похороны монаха. 16 век, да и только! Стройный ритуал, серьезное величие и ни одной слезы, ни одного сожаления!..
На днях лезу в купол обительской церкви, напишу там бога-отца и кое-что добавлю из орнаментов.
354. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 16 октября 1914 г.
[...] Последние дни кончал окончательный эскиз «Христиан». Теперь хоть и за картину приниматься, все продумано, все естественно и, кажется, живет и движется.
Народу много, народ всякий, и получше, и похуже, все заняты своим делом - верой. Все «верят» от души и искренне, каждый по мере своего разумения. И никого не обвинить, что-де плохо верит - верят всяк, как умеет. А все же надо помнить всем и каждому - что «не войдете в царство небесное, пока не будете, как дети». Вот оно дело-то какое, Турыгин! [...]
355. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 19 ноября 1914 г.
[...] Работаю, хотя и с ленцой. Пишу небольшого роста картинку: «Раб божий Авраамйй». Изображен еловый молодняк, опушка, а среди него стоит старый, старый, согбенный «раб божий». Стоит он и взирает на мир божий, на землю, на небо, на весеннюю в цветах лужайку и радуется - сколь все прекрасно создано царем небесным... Вот и вся тема... небольшая тема, небольшая и картинка...
Теперь москвичи-художники устраивают целый ряд выставок в пользу наших воинов и их семейств.
Принимаю на всех этих выставках и я участие. Даю вещей (по мелочам) тысячи на полторы. Причем уже продал рублей на 450 у себя дома до открытия выставки (ведь мои вещи на «рынке» - редкость, а потому берут их охотно). Таким образом, при всех своих немощах и убожестве, все же хоть как-нибудь да несешь свои «гражданские обязанности».
Солдаты наши подлечились и ушли на позиции, хотим взять еще, хотя сейчас и не дают на дома менее пяти человек.
На днях поеду на Казанский вокзал. Щусев звал посмотреть модели постройки вокзала.
Сооружение очень интересное, и думаю, оно займет среди московских архитектурных красот не последнее место. Здание в минувший сезон доведено почти до верху Сумбекиной башни и представляет массив, перед которым противоположный старый Николаевский вокзал кажется игрушкой.
Все минувшие дни у нас была зима, со снегом и морозцем, сегодня пошел дождь и поползло...
1915
356. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 1 января 1915 г.
[...] расскажу тебе о выставках - о Союзе и Передвижной...
На Союзе выставил старик Суриков «Благовещение», его обругали художники, обругали и частью «замолчали» газетчики. А я скажу, что хорошо! Конечно, не так хорошо, как писал козак в старину, а «по-стариковски» хорошо. Особенно хорошо, что «по-своему». Чудесное выражение богоматери, такое простое, душевное, доверчивое, а Гавриил - юноша стройный, сильный, «зовущий»- удачен менее, особенно тип лица - и формой шеи, слишком крепкой, - все же вместе и, особенно, тон картины напоминает испанцев - Мурильо.
Ты скажешь: вот тебе и «по-своему»... Да! да! по-своему - так, как по-своему написан «Ермак», столь близкий Тинтореттам в венецианских базиликах, музеях, дворцах...
Ну, а потом опять Малютин - превосходные портреты и в Союзе и на Передвижной.
Дальше отличный, мазистый (что твой Цорн) Архипов, проданный за 5 000 р. Рябушинскому. Радостный, играющий переливами самых праздничных красок - К.Коровин. И прочая союзная компания, мастеровитая, однообразная, продажная, бойко торгующая...
Передвижная - счетом 43-я, как будто помолодела, принарядилась, заговорила каким-то живым языком и, право, кажется возродившейся.
Там Юрий Репин выставил «Бой под Тюренченом». [...] Все живое - и люди, и событие. Идет «несчастный бой». Люди дерутся с отчаянием, гибнут у тебя на глазах, и ты чувствуешь, как это страшное дело захватывает тебя, делает участником этой страшной бойни. Нет ни преувеличений, все так естественно и так трагично.
Молодец Ю.Репин! даром, что неврастеник... (говорят, что жалок он своей беспомощностью, готов каждую минуту слезы лить и т.п.). Его же «Вечер», или «Тайная вечеря» - тоже интересна, хотя и много в ней несуразного, а все же чувствуется, что люди собрались не по пустякам и что то, что творится тут, для них всех имеет значение первостепенное. Старик Репин должен выставить портрет Шаляпина.
Есть новички и не худые.
Читал ли ты сочинения бельгийского поэта-певца Брюгге - Жоржа Роденбаха? Не читал - так прочти его «Мертвый Брюгге» и «Выше жизни». Очень хорошо, и мне больше по душе, чем Метерлинк. «София» лопнула па шестой книжке.
Дальше » |