На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

353. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 6 мая 1914 г.
[...] Репродукцию с портрета Малютина в «Лукоморье» видел, там и десятой доли не передано того «зверства», что в самом портрете... (ведь он на ярко-огненном фоне). Как-то встретил Малютина, жаждет написать второй портрет во весь мой богатырский рост. Я, правду сказать, не спешу теперь позировать и даже более того - чуть было не дал Малютину прочесть твое письмо... Был как-то у Троицы, кое-что помазал. Там дивно хорошо, видел красивые похороны монаха. 16 век, да и только! Стройный ритуал, серьезное величие и ни одной слезы, ни одного сожаления!.. На днях лезу в купол обительской церкви, напишу там бога-отца и кое-что добавлю из орнаментов.

354. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 16 октября 1914 г.
[...] Последние дни кончал окончательный эскиз «Христиан». Теперь хоть и за картину приниматься, все продумано, все естественно и, кажется, живет и движется. Народу много, народ всякий, и получше, и похуже, все заняты своим делом - верой. Все «верят» от души и искренне, каждый по мере своего разумения. И никого не обвинить, что-де плохо верит - верят всяк, как умеет. А все же надо помнить всем и каждому - что «не войдете в царство небесное, пока не будете, как дети». Вот оно дело-то какое, Турыгин! [...]

355. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 19 ноября 1914 г.
[...] Работаю, хотя и с ленцой. Пишу небольшого роста картинку: «Раб божий Авраамйй». Изображен еловый молодняк, опушка, а среди него стоит старый, старый, согбенный «раб божий». Стоит он и взирает на мир божий, на землю, на небо, на весеннюю в цветах лужайку и радуется - сколь все прекрасно создано царем небесным... Вот и вся тема... небольшая тема, небольшая и картинка... Теперь москвичи-художники устраивают целый ряд выставок в пользу наших воинов и их семейств. Принимаю на всех этих выставках и я участие. Даю вещей (по мелочам) тысячи на полторы. Причем уже продал рублей на 450 у себя дома до открытия выставки (ведь мои вещи на «рынке» - редкость, а потому берут их охотно). Таким образом, при всех своих немощах и убожестве, все же хоть как-нибудь да несешь свои «гражданские обязанности». Солдаты наши подлечились и ушли на позиции, хотим взять еще, хотя сейчас и не дают на дома менее пяти человек. На днях поеду на Казанский вокзал. Щусев звал посмотреть модели постройки вокзала. Сооружение очень интересное, и думаю, оно займет среди московских архитектурных красот не последнее место. Здание в минувший сезон доведено почти до верху Сумбекиной башни и представляет массив, перед которым противоположный старый Николаевский вокзал кажется игрушкой. Все минувшие дни у нас была зима, со снегом и морозцем, сегодня пошел дождь и поползло...

1915
356. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 1 января 1915 г.
[...] расскажу тебе о выставках - о Союзе и Передвижной...
На Союзе выставил старик Суриков «Благовещение», его обругали художники, обругали и частью «замолчали» газетчики. А я скажу, что хорошо! Конечно, не так хорошо, как писал козак в старину, а «по-стариковски» хорошо. Особенно хорошо, что «по-своему». Чудесное выражение богоматери, такое простое, душевное, доверчивое, а Гавриил - юноша стройный, сильный, «зовущий»- удачен менее, особенно тип лица - и формой шеи, слишком крепкой, - все же вместе и, особенно, тон картины напоминает испанцев - Мурильо. Ты скажешь: вот тебе и «по-своему»... Да! да! по-своему - так, как по-своему написан «Ермак», столь близкий Тинтореттам в венецианских базиликах, музеях, дворцах... Ну, а потом опять Малютин - превосходные портреты и в Союзе и на Передвижной. Дальше отличный, мазистый (что твой Цорн) Архипов, проданный за 5 000 р. Рябушинскому. Радостный, играющий переливами самых праздничных красок - К.Коровин. И прочая союзная компания, мастеровитая, однообразная, продажная, бойко торгующая... Передвижная - счетом 43-я, как будто помолодела, принарядилась, заговорила каким-то живым языком и, право, кажется возродившейся. Там Юрий Репин выставил «Бой под Тюренченом». [...] Все живое - и люди, и событие. Идет «несчастный бой». Люди дерутся с отчаянием, гибнут у тебя на глазах, и ты чувствуешь, как это страшное дело захватывает тебя, делает участником этой страшной бойни. Нет ни преувеличений, все так естественно и так трагично. Молодец Ю.Репин! даром, что неврастеник... (говорят, что жалок он своей беспомощностью, готов каждую минуту слезы лить и т.п.). Его же «Вечер», или «Тайная вечеря» - тоже интересна, хотя и много в ней несуразного, а все же чувствуется, что люди собрались не по пустякам и что то, что творится тут, для них всех имеет значение первостепенное. Старик Репин должен выставить портрет Шаляпина. Есть новички и не худые. Читал ли ты сочинения бельгийского поэта-певца Брюгге - Жоржа Роденбаха? Не читал - так прочти его «Мертвый Брюгге» и «Выше жизни». Очень хорошо, и мне больше по душе, чем Метерлинк. «София» лопнула па шестой книжке.


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru