Часть третья
372. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 5 декабря 1916 г.
Твоя позиция насчет Викт. Васнецова правильна. Это художник - и большой! Если бы он написал только «Аленушку», «Каменный век» и алтарь Владимирского собора, - то и этого было бы достаточно для того, чтобы занять почетную страницу в истории русского искусства. Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника - таланта Виктора Васнецова. Не чувствовать это - значит быть или нечутким вообще к русскому самобытному художеству, или хуже того - быть недобросовестным по отношению своего народа, его лучших свойств, коих выразителем и есть В. Васнецов, может быть, грешный лишь в том, что мало учился и слишком расточительно обращался со своим огромным дарованием.
Относительно Нестерова тебе (как и мне) мешает мыслить и особенно говорить вслух его близость к нам с тобой... Однако Нестеров все же может быть назван тоже художником. Менее одаренный, чем В. Васнецов, он, быть может, пошел глубже в источник народной души, прилежно наблюдал жизнь и дольше, старательней учился, не надеясь на свой талант, как Васнецов, он бережней относился к своему и все время держался около природы, опираясь во всем на виденное, пережитое.
Надо полагать, большая картина положит окончательное разделение Нестерова и Васнецова - и это не будет к умалению ни того, ни другого.
В картине остается написать еще три фигуры и две-три головы, и тогда ее можно будет показывать, а вместе с тем и корректировать.
В январе надеюсь «открыть» свою мастерскую.
Сейчас в Москве огромный спрос на художество и особенно на некоторых из художников, которые не заваливали (как, например, я) «рынка». Недавно моя вещь, которую я на выставке своей десять лет назад ценил в 1200 р., а позднее продал за 3 тысячи, перепродана за 6000 р. («Мечтатели»). Затем вариант «В скитах», проданный в начале войны в Кишиневский музей за 1500 р. - сейчас ушел (с этюдом) за 5200 руб. и заказан вариант трех старичков («На земле мир») за 6000 р. (без определения срока). Маленький этюд идет по 300-400 рублей, эскиз 700-800 р. (раньше 200-300). [...]
373. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 22 декабря 1916 г.
[...] 20 декабря кончил вчерне свою большую картину. И кое-кому из очень близких показал, - находят, что я не старею и как живописец «вырос». Находят картину выше и «Св. Руси», и «Пути ко Христу» (в Марфо-Мариинской обители).
Теперь ожидаю раму, и тогда можно будет ее показать москвичам. (Жаль, что мала мастерская и нет должного отхода).
Полагаю, что для окончания довольно будет двух-трех недель и тогда «хоть на выставку». [.. ]
374. В.К.МЕНКУ
Москва, 23 декабря 1916 г.
Дорогой Владимир Карлович!
Шлем Вам и Марусе наши предпраздничные поздравления, Желаем от души в предстоящем году полного здоровья и душевного покоя. Желаем Вам того, что так жаждет вся Родина - более светлых дней, чем мы переживаем теперь.
Сейчас Москва готовится к праздникам, готовится не по-праздничному, однако жизнь все же кипит. Открываются зрелища - выставки. Я был на Передвижной - слабой вообще, где есть несколько вещей свежих (Малютин, Юр.Репин, А.А.Мурашко). Вообще же Передвижная переживает тяжелые дни.
Выбранные члены, за малым исключением, - не помощники. Союз очень наряден, много таланта, блеска; к сожалению, он рассчитан на вкус богатых потребителей и потому не свободен от их вкусов - не всегда высоких.
Жаль также, что Союз избегает молодых сил, полагаясь на «неиссякаемые» свои.
Хорош Малявин, Юон, Виноградов, Крымов и многие другие. [...] «Торговля» идет бойко, чтобы купить что-нибудь в день открытия - стояла очередь. Вот как теперь у нас живется «бедным художникам»!
Впереди открытие Ученической и «Мира искусства», на последней обычно бывает много молодежи. [...] Талантов новых, как и всюду, не очень обильно, однако, Машков будет отличный живописец.
Что сказать о себе? Вернувшись из Кисловодска, я много работал над большой картиной, которая вчерне почти кончена. И по получении рамы буду ее показывать. Что-то ожидает в мире мое новое детище, с которым повозился около десяти лет?..
Дальше » |