На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

381. А.А.ТУРЫГИНУ
Дубки, 10 августа 1921 г.
Пишу тебе, Александр Андреевич, из деревни, куда переехал недели полторы и уже начал работать, писать этюды и картину «Путник». Содержание ее таково: в летний вечер, среди полей, по дороге идут и ведут беседу Путник и крестьянин, встретившаяся женщина приветствует Путника низким поклоном. Вот и все. Картина невелика - аршина полтора: она из нового цикла задуманных, самая небольшая и по размеру, и по содержанию. Перед отъездом у меня были ваши петербуржцы: старый приятель (еще по Риму) проф. Айналов и молодой проф. Сычев, недавно назначенный директором Музея Александра III. Сычев был с тем, чтобы добыть материалы к задуманной им моей монографии (якобы - ученый труд). Он поведал мне, что «Св. Русь» перенесена в музей и там останется навсегда. Она пока остается в запасных залах. Я показывал свои новые работы и эскизы к «Душе народа». Сычев просил, когда настанет час, иметь первым покупателем музей, но, полагаю, много воды утечет, когда этот момент настанет. Предлагал мне для выставки помещение и приглашал в Питер, обещая гостеприимство и проч. О Питере я соскучился, но торопиться не собираюсь. [...]

382. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 21 ноября 1921 г.
[...] Работаю я много, сделал повторение «Путника», также с «любимицы публики» - с картины, написанной в 17 г. - «Соловей поет». Однако силы берегу, предпочитая количеству сделанного - его качество и в соответствии с сим уже количество «гонорария». Как и в старину, видаюсь со многими, не забывают и меня добрые люди, теперь, в новом своем положении, я особенно ценю такое к себе отношение, особенно людей выдающихся духовно, умственно. Приглашен на две выставки, на «Мир искусства» и в Союз русских художников. Дал согласие первым, как более проворным, сумевшим опередить вторых. Поставлю старую вещь, переписанное «Чудо» - св. великомученицу Варвару - тож. Выставки начнутся с декабря. [...]

1922
383. М.В.СТАТКЕВИЧ
Москва, 20 сентября 1922 г.
[...] Мы прожили лето довольно благополучно, хотя начало и не было таковым: с месяц я прохворал в деревне, а затем начал работать, работал много и всю свою программу выполнил, но... не отдохнул и вот сейчас начинаю возиться с докторами, с лекарствами и дал себе отпуск недели на две. В художественном мире наступает некоторое оживление, но труд наш оценивается чрезвычайно низко. Так, например, вещи Константина Коровина, одного из «любимцев публики», так сказать, «Собинова в живописи», идут по 200 миллионов, и вещи эти неплохие, аршинного размера. Все спекулянты сыты по горло, и им сейчас не до нас. В январе предполагают поехать с большой русской выставкой в Америку, туда, где много денег или, будто бы, много охотников до нас. Организаторы - художник Виноградов и некий Трояновский. Выставка предполагается очень большая, в нее войдут многие общества и некоторые отдельные художники. Думаю и я послать две-три вещи. Отбор будет очень строгий. [...]

384. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 31 декабря 1922 г.
[...] Сегодня вернисаж выставки Союза русских художников. Я участвую двумя небольшими вещами, одной уже проданной. Вернисаж очень многолюден, наряден (мои были, я не был). Есть неплохие вещи. Старики почти не стареют, хороши Крымов, Бакшеев, Степанов, Виноградов, К.Коровин (он в Берлине, как и Пастернак с Малявиным). Не плохи и молодые - Рыбаков, Зайцев, Захаров. Есть и пошлятинка изрядная, некая «Даная» или «Смерть нэпманам». Вспомнишь невольно «Тигриц» блаженной памяти Бодаревского. Нового ничего, старое не очень худо. [...]

1923
385. С.Н.ДУРЫЛИНУ
Москва, 6 апреля 1923 г.
Воистину воскресе, дорогой Сергей Николаевич!
Так приятно было получить Ваше письмо, приложенное в нем пасхальное яичко, видимо, Вами и разрисованное. Спасибо Вам за все. Вашими письмами Вы не только радуете меня, но и балуете своими похвалами. И так хочется, чтобы хоть часть их была мною заслужена, ведь так трудно оправдать добрые чувства к себе друзей. Георгий Николаевич принес мне для подписи «Монографию», я сделал это, дав краткое заключение о книге. В письме же этом и в ряде последующих ввиду Вашего предположения писать обо мне (не нужно говорить, с каким доверием я отношусь к будущему труду Вашему), я постараюсь дать Вам материалы, кои еще не были использованы. Их немало, часть их заключается в многочисленных рецензиях, печатанных с появления «Пустынника» и «Видения отроку Варфоломею» до освящения обительского храма, они сохранились у покойной сестры моей Александры Васильевны. Часть же материалов может состоять из воспоминаний о моем детстве и последующей жизни, наиболее заметных моментах моего творчества, а также о людях и событиях, способствовавших моему художественному развитию и деятельности.


Дальше »

"Что за вздор, когда говорили, что Нестеров какой-то тип блаженного, поющего псалмы и т. д. - Это господин весьма прилично, но просто одетый, с весьма странной, уродливо странной головой... и хитрыми, умными, светлыми глазами. Бородка желтая, хорошо обстриженная. Не то купец, не то фокусник, не то ученый, не то монах; менее всего монах. - Запад знает не особенно подробно - но, что знает, знает хорошо, глубоко и крайне независимо. Хорошо изучил по русским и иностранным памятникам свое дело, т. е. византийскую богомазы - Речь тихая, но уверенная, почти до дерзости уверенная и непоколебимая. - Говорит мало, но метко, иногда зло; - иногда очень широко и глубоко обхватывает предмет. - За чаем мы начали передавать кое-какие художественные сплетни: он переполошился: "Что ж, господа, соберется русский человек - и сейчас пойдут пересуды!" Что не помешало ему вскоре присоединиться к пересудам и даже превзойти всех злобностью и меткостью. - Говоря о древних памятниках России, очень и очень искренне умилился, пришел в восторг, развернулся. - Я думаю, это человек, во-первых, чрезвычайно умный, хотя и не особенно образованный. Философия его деическая и, может, даже христианская, но с червем сомнения, подтачивающим ее. Не знакомство ли слишком близкое с духовенством расшатало ему веру? Или он сам слишком много "думал" о Боге? А это в наше время опасно для веры! Он ничего не говорил об этом всем - но кое-какие слова, в связи с впечатлением, произведенным на меня его картиной, нарисовали как-то нечаянно для меня самого такой портрет его во мне. Он борется - с чем? не знаю! быть может, он вдобавок и честолюбив. - В Мюнхен послать не захотел: "Что ж, мы будем там закуской, лишней пряностью! Там посмотрят на нас как на диковинку, а теперь только давай диковинки! Нет, я лучше пошлю свои вещи в Нижний, мне интересней, чтоб меня знали мои же!" - "Да ведь Вас никто не понимает, не оценивает! напротив того, я слышу смех и издевательство", - говорю я. "Эка беда, как будто бы успех в публике для художника - не срам скорее? Мне довольно, чтоб меня поняли три, четыре человека - а понять истинно и совершенно мои вещи может только русский ..." (Бенуа А.Н.)



цветок


М.Нестеров © 1862-2022. Все права защищены. Почта: sema@nesterov-art.ru
Копирование материалов - только с согласия www.nesterov-art.ru :)