На главную             О русском
художнике
Михаиле
Нестерове
Биография Шедевры "Давние дни" Хронология Музеи картин Гостевая
Картины Рисунки Бенуа о нём Островский Нестеров-педагог Письма
Переписка Фёдоров С.Н.Дурылин И.Никонова Великий уфимец Ссылки  
Мемуары Вена 1889 Италия 1893 Россия 1895 Италия, Рим 1908   Верона 1911
Третьяков О Перове О Крамском Маковский О Шаляпине   О Ярошенко

Письма Михаила Васильевича Нестерова

   
» Вступление
» Часть первая
» Часть вторая
» Часть третья - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
» Часть четвертая
Михаил Нестеров   

Часть третья

361. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 29 октября 1915 г.
[...] Не приехал я к вам к 26-му потому, что не до прогулок было, дома дела по горло. В хорошее, ясное утро с 8 ч. стою у картины, к 12,5 совершенно осатанелый, плетусь обедать и пока не набью брюха, все сидят, затаив дыхание. Обед длится десять-двенадцать минут (на «щи» - три мин., на жаркое - пять, да на сладкое - две минуты). Кофе подают в мастерскую и пьется он на ходу, с палитрой в одной руке, с чашкой в другой. Вот оно, дело-то какое! И жить торопимся, и чувствовать спешим. Чтобы не обалдеть окончательно, необходимо принять какие-нибудь меры и числа 10-15 ноября все же придется проехать к вам в Питер. Боюсь, что не пришлось бы ночевать на вокзале с беженцами - так как слышно, что у вас все гостиницы битком набиты. Работа пока клеится - самую подвижную, «буйную» часть толпы написал, - и стану теперь двигаться вправо, к самой «живописной» части картины. Матерьялу хватит до рождества - не больше. И если будущее лето все будет благополучно, постараюсь запастись остальными этюдами и за осень и зиму вчерне картину написать, а потом три - пять месяцев на просмотр и на суд, снова на Голгофу. И восхождение на эту «символическую» гору будет, кажется, на этот раз куда тяжелей, чем восемь лет назад. Всех почти друзей-почитателей за эти годы я сумел растерять, и они теперь встретят меня таким улюлюканьем, завываньем, как самого матерого волка. И такая перспектива заранее вызывает дрожь во всех оконечностях. Давно я слышал поговорку: «не имей 100 рублей, а имей 100 друзей», но никогда она мне не казалась столь верной, как теперь. [...]

362. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 10 ноября 1915 г.
[...] На днях получил письмо от уфимского городского головы и протокол заседания 27 октября Уфимский городской думы, из коих узнал, что земляки почтили меня единогласным постановлением избрать «почетным попечителем» музея, наименовав его моим именем. Кроме того, постановлено как в музее, так и в зале заседаний Городской думы повесить мои портреты. Не надо говорить, что все это мне было приятно и того приятней было бы моим старикам. [...]

1916
363. А.А.ТУРЫГИНУ
Москва, 21 февраля 1916 г.
[...] Я живу - хлеб жую - работаю, большая картина двигается, народ все приходит, толпа растет и движется. Обошел ее краской со всех четырех сторон. Осталось больших фигур девять да голов с десяток - да «аксессуары» там разные, и если бы весь этот матерьял у меня был, то, глядишь, к маю или в мае я бы вчерне картину и кончил. Теперь же другое дело, - надо ждать весны - лета, понаписать этюды, и тогда уже кончать. Пока картина во многом меня удовлетворяет, есть жизнь, действие, основная мысль кажется понятной (евангельский текст «Блаженны алчущие и жаждущие правды, яко тии насытятся»). Не удовлетворяет часто меня холст - гипсовый, матовый, он хорош тем, что не чернеет на нем живопись, сколько ни переписывай; но не хорош тем, что живопись на нем несколько тускла (хотя и красива). Вот этот холст да еще кое-какие соображения могут меня заставить, написав, картину, ее «варьировать» на другом холсте. Ну, да это дело отдаленного будущего, а теперь все идет пока ладно. С маленькими картинками и эскизами как-то тут расторговался. Одну продал в Кишиневский музей, туда же пошел эскиз «Три старца» и еще кое-что на сторону, любителям. Приторговывают и еще, да дорожусь - теперь ведь эскизик мой ценится -500-700 рублей, - а разве напасешься столько денег!!.. То ли дело в старину, можно было «хорошего Нестерова» иметь за 50-75 руб. Воюем с Грабарем, что ни день, то заявление в Думу. А Думе этой самой на наши заявления начхать! Однако все же похоже на то, что третьяковское собрание от не третьяковского отделят. Но какие же «монографии» за сим воспоследуют! [...]

364. П.П.ПЕРЦОВУ
Москва, 22 февраля 1916 г.
Многоуважаемый Петр Петрович!
Жена и я благодарим Вас за книги. О Серовых прочли с интересом, хотя и не все там симпатично. Мало симпатична автор книги. Портрет Вл. Соловьева мне весьма пригодился. Работаю много. Собираюсь в Петроград. По приезде оттуда хотелось бы с Вами повидаться.


Дальше »

"В картинах Нестерова нет случайностей, все подчинено смыслу, идее. И совсем не случаен тот элемент, который заметил я после многих-многих знакомств с «Видением отроку Варфоломею». Тихий пейзаж без четкой перспективы, мягкие полутона приближающейся осени, придающие всему своеобычную умиротворенность, спокойствие, и только единственное живое существо - подросток - стоит, окаменев от увиденного. Лицо отрока, как и сама природа, в великом спокойствии, но чувствуется за этим покоем мятущийся дух подростка, ненайденность им пути своего к святости, чистоте и добру остро сквозит в сознании отрока Варфоломея. И вот я обнаруживаю для себя новую линию в картине, как второй план в художественной литературе. Рядом с подростком тихая беззащитная елочка, ее зеленый трезубец вершинки не готов еще к будущим бурям, к открытой борьбе за существование, она скромно прячется в увядающей траве и как бы с боязнью озирается окрест, где живет, дышит, движется большой, не осознанный ею сложный мир. За плечами отрока стоит молоденькая, голенастая, тоже не окрепшая березонька, всего несколько зеленых веточек обрамляют ее ствол. Все это - олицетворение молодости, беззащитности, неистребимой тяги к будущему, интересному, неведомому."



цветок


М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru