Природа и человек в творчестве Нестерова. Статья Алексея Федорова-Давыдова
Эти более интенсивные красочные пятна не остаются изолированными, но тонко проведены по всему пейзажу. Так синий цвет мы видим в синих пятнышках цветов среди бурой травы на первом плане и, наконец, в куполах церквушки. Изображенная здесь же зеленая сосенка связывается с зелеными елями дальнего плана, а красно-бурая полузасохшая ветка - с сапожками мальчика. Глядя на картину, восприняв ее сначала сразу в общей поэзии ее пейзажа, начинаешь затем все более пристально рассматривать детали.
И поражаешься, как сумел художник эту выписанность деталей сочетать с общностью всех компонентов большого полотна, поражаешься и тому, как много любви и душевного переживания вложено в эти детали вплоть до травы и цветочков на переднем плане. Такой детализации при большом обобщении, такой предметной материальности при поэтичности образа в целом мы уже не найдем позднее в творчестве Нестерова.
«Видение отроку Варфоломею», написанное со всей молодой свежестью чувств и в душевном горении скорби, искавшей себе утешение в поэтической легенде, осталось высшим взлетом творчества Нестерова.
Далее пойдут, может быть, и более грандиозные замыслы, и новые искания, и решения трудных задач, и второе рождение в портретах, созданных в советскую эпоху. Но не будет уже так чисто пропетой, такой искренней песни и такой органичности ее живописного воплощения.
Лирический «исторический» пейзаж видим мы и в таких работах, как рисунок «Пафнутий Боровский» (1890, Государственная Третьяковская галерея и Государственный Русский музей) и варьирующая ту же тему картинка маслом «Отшельник» (собрание семьи И.П.Павлова, Ленинград). И в рисунках и в картинке представлен инок, удящий рыбу на берегу реки среди молчаливой пустынной природы с одинокой церковкой.
Перед нами снова изображения тихой безмятежности слияния человека с природой, святость отшельничества и отшельничество святости. Разница лишь в том, что в рисунке показан святой с золотым нимбом, а в картине - просто старец в монашеском одеянии.
Ощущение тишины лесной глухомани более сильно в рисунке, в котором за рекою по пригорку сразу поднимается лес до самого верхнего края изображения и лишь вверху проглядывает маленький кусочек неба. Излюбленное Нестеровым помещение сцены целиком внутри пейзажа здесь очень наглядно.
Просвечивающий сквозь акварель и карандаш картон как бы объединяет все в одном тоне. Это тот светло-коричневатый общий тон, который в «Пустыннике» воспроизводил осеннюю, а здесь раннюю весеннюю гамму пейзажа. Карандаш на мелованном картоне создает мягкую воздушность, так хорошо передающую прозрачность леса ранней весной; только два вишневых деревца зацвели, оживляя пейзаж. Прозрачная воздушность леса сочетается с отражениями в воде, такой же тихой и неподвижной, как в «Пустыннике».
В целом перед нами снова нежная, хрупкая природа, лирическая ее тишина и прозрачность. В картине маслом весенний пейзаж заменен осенним, но показательно, насколько одинаково чувствовал художник эти два времени года. Правда, в самой природе ранняя весна в апреле месяце несколько схожа по колориту с осенним пейзажем: так же прозрачны деревья, еще не одевшиеся листвой, как и потерявшие ее, так же господствуют серо-коричневые и коричневато-лиловатые тона сучьев берез.
Но это одинаковое истолкование весеннего и осеннего пейзажа Нестеровым прежде всего подтверждает, что при всем реализме и эмоциональности его пейзаж представляет собою олицетворение заранее выбранных идей и чувств, носит в себе черты абстрагированной лирики. В то время как у Левитана эмоции, вытекают из жизни, бытия природы в тех или иных условиях, у Нестерова они сами определяют выбор мотивов природы и ее «состояния».
Это тем более очевидно при сравнении пейзажей Нестерова с пейзажами Остроухова, что в чисто формальном, живописном отношении они ближе к последним, чем к пейзажам Левитана.
Возвращаясь к акварели «Пафнутий Боровский», нельзя не отметить и того декоративного эффекта, который проявился в употреблении золота для нимба святого и белой гуаши для изображения цветущих вишенок, так подчеркнуто выступающих на воздушном, как бы «дымчатом» общем фоне рисунка карандашом на мелованной бумаге.
В 1890-1895 годах Нестеров создает свои первые церковные произведения- росписи и образа для Владимирского собора в Киеве. В них он также вводит пейзаж, но уже только как фон. Таков ночной пейзаж в росписи «Рождество Христово», речной - в «Богоявлении» и, наконец, те заросли расцветших белых лилий, которые даны спереди в «Воскресении». Сочетаясь своим белым цветом с сиянием вокруг фигуры Христа, они как бы сообщают благоухание всему изображению.
Стремясь, как и В.Васнецов, придать своим святым национальный русский облик, Нестеров использует для этой цели и природу, воссоздавая на фонах тот же нежный и умиленный пейзаж с тонкими деревцами, речками, елочками и церквушками. Но стоит только сравнить хотя бы, например, изображение св. Глеба, в котором этот пейзажный фон наиболее развит, с «Пустынником», чтобы сразу увидеть коренное различие. В картине фигура была расположена внутри пейзажа, здесь же она как бы наложена на него.
Это вытекало из самого характера изображения, не картинного, а иконного, в котором фигура святого занимает, по сути дела, все поле иконы, а пейзаж находит себе место лишь в оставшихся местах фона.
Как бы реален ни был этот пейзаж, он по-иконному подчинен абсолютному господству фигуры, является лишь намеком на место действия или бытия святого.
Известно, что Нестеров, первоначально бывший под влиянием В. Васнецова, затем в росписях и образах киевского Владимирского собора находит свою идейную трактовку и свой стиль изображения святых. Дедлов, первый описатель живописи собора, затем Розанов определяли это различие работ двух художников как различие активного, мужественного и действенного изображения у Васнецова и созерцательного, лирического, покорного у Нестерова.
Здесь нет, разумеется, смысла вдаваться в тонкости этого различия, а тем более в религиозно-богословские рассуждения и споры, какое представление о христианстве более национально и отвечает «русской душе». Интересно лишь то, что, стремясь выразить эту кроткую созерцательность и лирику в иконописи с ее не просто религиозным, но церковно-православным характером, Нестеров впадает в отвлеченность. Те элементы абстрактности в лирике, которые намечались в его живописи, здесь обнаруживаются открыто.
Проявляются они и в трактовке пейзажа, будь то совершенно выдуманные пейзажи Палестины в больших композициях «Рождество» и «Богоявление» или даже как будто бы реальные русские пейзажи на фонах образов. В этой отвлеченности видно воздействие на Нестерова модерна. Он использует светлую гамму и матовость живописи Пюви де Шаванна.
продолжение » | |
|
Из воспоминаний Нестерова: "И мы инстинктом поняли, что можно ждать, чего желать и что получить от Перова, и за малым исключением мирились с этим, питаясь обильно лучшими дарами своего учителя... И он дары эти буквально расточал нам, отдавал нам свою великую душу, свой огромный житейский опыт наблюдателя жизни, ее горечей, страстей и уродливостей. Все, кто знал Перова, не могли быть к нему безразличными. Его надо было любить или не любить. И я его полюбил страстной, хотя и мучительной любовью... Перов вообще умел влиять на учеников. Все средства, им обычно употребляемые, были жизненны, действовали неотразимо, запечатлевались надолго. При нем ни натурщик, ни мы почти никогда не чувствовали усталости. Не тем, так другим он умел держать нас в повышенном настроении."
М.Нестеров © 1862-2024. Почта: sema@nesterov-art.ru
|